В Белгородской области за первые три месяца текущего года официально зарегистрировалось девять самозанятых человек — это самый большой показатель по стране. Всего в России уведомления о занятии репетиторством, уборкой домов и уходом за детьми подали 40 человек. Об этом рассказывает «Коммерсант» со ссылкой на письмо от бизнес-омбудсмена Бориса Титова.
Речь идёт о попытке федеральных властей легализовать российский рынок фрилансеров, который, по оценкам экспертов, составляет до 20 миллионов человек. По новой системе, с 2017 года фрилансер может зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе и два года не платить налоги. По программе, налоговые каникулы могли получить только домработницы, репетиторы и няни. В комментарии «Коммерсанту» Борис Титов отмечает, что «внедрение этого института на сегодняшний день фактически провалилось». Бизнес-омбудсмен считает, что одна из главных проблем закона — всего три профессии, которые могут получить льготы.
Напомним, что до 2017 года в стране уже действовала патентная система налогообложения для фрилансеров. Регистрируясь в ФНС, самозанятый человек становился индивидуальным предпринимателем и платил два раза в год налоги. Однако, эта система не оправдала себя. По данным «Коммерсанта», в Москве за 2016 года было оформлено только 1,5 тысячи патентов.
Редакция «Фонаря» нашла белгородского репетитора, который тоже оформил ИП в 2016 году по этой системе. У Ярослава Почернина много учеников, которых он обучает английскому и немецкому. Молодой человек не арендует помещение, а занимается с подопечными в офисах компаний, с которыми работает, дома и по «скайпу».
— Я зарегистрировался [как индивидуальный предприниматель] потому, что чувствую социальную ответственность: если я пользуюсь медициной, например, то за это кто-то же должен платить. Честно говоря, ничего особо не изменилось: с моими «подопечными» просто договор типовой заключил и всё. Плачу налоги по патенту два раза в год и один раз страховые взносы. И то, и другое — копейки, можно сказать, для любого по-настоящему самозанятого, — рассказал Ярослав Почернин.