Программа развития транспортных услуг в Белгородской агломерации даёт серьёзные сбои. И вот почему.
В 2012 году было принято решение о развитии пассажирских перевозок в Белгороде и Белгородском районе. Предполагалось сделать транспорт удобным, безопасным, комфортным, охватывающим все точки города и района, чтобы пассажиры могли добраться из точки «А» в точку «Б» с минимальными затратами и максимальным комфортом. Для этого минский институт провёл в городе исследование пассажиропотока, на которое потратили миллионы рублей. В 2013 году институт выдал заключение, взятое за некую основу.
До 2013 года основной подвижной состав в Белгороде был представлен старыми ПАЗами и иномарками, средний возраст парка превышал десять лет, в некоторых случаях доходил до 35 лет. Правительством было принято решение провести новый открытый конкурс и предложить перевозчикам обновить подвижной состав. Для этого в 2013 году правительство области через мэрию Белгорода закупило для МУП «Городской пассажирский транспорт» новый подвижной состав: 105 автобусов, работающих на метане и 20 троллейбусов белорусского производства.
Для приобретения техники на МУП «ГПТ» «повесили» кредит размером 349 миллионов рублей. Был расчёт, что МУП «ГПТ» вместе с другими перевозчиками, которые собирались приобретать новый подвижной состав, примет участие в конкурсе и станет обслуживать население, зарабатывая деньги. По расчётам, МУП должен был самостоятельно выплачивать кредит, параллельно платить зарплату работникам и нести все сопутствующие расходы. Кредит на сегодняшний момент даже близко не выплачен.
В 2014 году администрация Белгорода утвердила новый реестр городских и пригородных маршрутов, а затем объявила об организации открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, который провела летом того же года. До проведения конкурса на рынке работал ряд транспортных компаний: «Таксопарк» (крупнейший на тот момент перевозчик), «Спутник», «Белкомтранс», «Автомиг», некоторые индивидуальные предприятия (их было не очень много) и МУП «ГПТ». «Таксопарк» и «Спутник» не изъявили желания принять участия в открытом конкурсе — они просто не подали документы на участие.
Важными условиями конкурса были новый подвижной состав, водители в форме, ГЛОНАСС, согласование расписания, соблюдение требований по безопасности, соблюдение ФЗ о «прохождении»
После опубликования итогов конкурса транспортные компании «Таксопарк», «Спутник» и подчиняющиеся им ИП продолжили свою работу. Транспортные компании, выигравшие конкурс (МУП «ГПТ», «Белкомтранс» и «Автомиг»), приобрели новый подвижной состав и начали нести убытки.
По каждому маршруту есть определённая величина пассажиропотока. Конкретные пассажиры должны передвигаться по этому маршруту и платить деньги. До настоящего времени ни город, ни правоохранительные органы для соблюдения этого правила ничего не сделали.
Более того, согласно законодательству (как федеральному, так и местному) администрация должна выплачивать транспортным компаниям разницу в тарифе и субсидии за межмуниципальные перевозки, изначально убыточные. Эти виды платежей либо вообще не осуществляются, либо выполняются в далеко не полном объёме.
Сейчас власти декларируют, что городу необходим цивилизованный рынок транспортных услуг, но возникают две большие проблемы.
Первая — несоблюдение законодательства. На рынке существуют нелегальные перевозчики (№№ 102Т, 107Т, 127, 33А, 212Т, 114С, 217, 21А, 11), не соблюдающие федеральные и местные законы. Прежде всего, речь идёт о безопасности дорожного движения, качестве предоставляемых услуг.
Второе — если власти пытаются внедрить социальные сервисы (расписание на каждой остановке, онлайн-прибытие транспорта, приложения с онлайн-картой, единая оплата системы проезда), то расходы на внедрение всей этой системы ложатся на плечи перевозчика.
«Нелегалы» не собираются тратить деньги на всю эту фигню. Их основная задача — заработать. И чем больше, тем лучше. Купив за 70 тысяч ПАЗик, он его отбивает в течение одного месяца, и то лениво. У автобуса по маршруту 107Т, выполняющего в день приблизительно десять рейсов, доход — от 12 до 15 тысяч. И ведь, обратите внимание, нелегалы не ездят в Стрелецкое, Таврово — их интересует только центр города, главные маршруты.
А мэрия, получается, просто бездействует. Сейчас здесь отсутствуют специалисты, которые должны всем этим делом заниматься или присутствуют другие причины, о которых мы можем только догадываться. По причине деятельности нелегалов в 2014 году убыток МУП «ГПТ» составил более 23 миллионов рублей, в 2015 — более 90 миллионов рублей. При этом МУП не получает от города вышеуказанных дотаций.
Увеличение стоимости проезда сейчас тоже будет вредно и повлечёт за собой социальный взрыв. Но если говорить о 15 рублях в городе, то в автобусе себестоимость поездки составляет свыше 22 рублей, в троллейбусе — более 27 рублей. То есть нынешний тариф экономически необоснован.
В «Белкомтрансе», как и в МУПе, закупили новый подвижной состав. В 2014 году мы видели очень много их автобусов, но сегодня их стало гораздо меньше. Из-за чего? Люди влезли в кредиты, в лизинги. И если автобус должен за один рейс, условно говоря, получать тысячу рублей, и интервал между ними должен быть пять-семь минут, а в это время на один автобус компании, которая выиграла конкурс, приходится минимум два, а на некоторых маршрутах три автобуса «нелегалов», которые ещё и демпингуют, то о чём можно говорить?
Если в МУП «ГПТ» должны, выполняя муниципальный заказ, ремонтировать транспорт в нормальных условиях, мыть автобус, хранить на охраняемой стоянке, обучать за свой счёт водителей, проходить медицинское освидетельствование, то эти транспортные компании обо всём этом даже не слышали.
Пассажирские перевозки — лицензируемый вид деятельности. Сначала предприятие или ИП, который хочет заняться этим видом деятельности, должны получить лицензию. А получив её, лицензиат должен исполнять её требования. Но сейчас ни в одном нормативно-правовом акте не указано, что в транспортном средстве должна быть та или иная лицензия. У каждого водителя должен быть путевой лист, содержащий всю информацию, — принадлежность к тому или иному лицензиату, юридический и фактический адреса, номер телефона. У нелегальных перевозчиков всё это отсутствует.
Далее — полные сведения о водительском удостоверении: чип, марка, государственный регистрационный знак. Плановое время выезда и заезда в парк, а также фактическое время. Отметка механика перед выездом, показания одометра и обязательно место прохождения техосмотра. А «нелегалы» что делают? Две точки: одна на рынке «Спутник», другая в Северном, где идут продажи путевых листов. Подъезжает туда водитель, и ему за денежку ставят штампы. Об этих пунктах знает полиция, они неоднократно оповещались об этом.
То, что сейчас творится на улицах города, — следствие неуправляемого, а, может, и управляемого хаоса. Сейчас каждый из водителей (поскольку его зарплата зависит от выполняемого плана по сбору выручки) старается побыстрее въехать на остановку и забрать пассажиров. Фактически, они устраивают между собой гонки. Нелегальный перевозчик делает это сознательно, чтобы не дать (заехать первым — прим. ред.) легальному перевозчику, а легальный вынужден плевать на расписание, потому что если будет тупо двигаться по расписанию, то вообще ничего не заработает.
Этому способствует и несознательность самих пассажиров. Они привыкли бежать за автобусом, либо ждать в начале остановочного кармана.
Показательные разовые акции ГИБДД тоже не помогают. У полиции прошло большое сокращение, и сотрудников, непосредственно работающих на улицах города, сейчас не так много. Во-вторых, как правило, нелегалы очень умело пользуются СМИ и из любого факта остановки транспортного средства (даже за нарушение) пытаются извлечь дивиденды. В СМИ, интернете, по телевидению была масса негативного материала, ругающего власти и полицию за «нежелание дать работать бедному бизнесмену», якобы соблюдающему закон. Это привело к тому, что простые сотрудники полиции просто не хотят с ними связываться. Законодательство такое, что человек, которого задержал полицейский, в первую очередь звонит в контролирующие органы, зачастую клевещет на него, и сотруднику «дают по шапке». Так что сотруднику проще остановить легального водителя, который просто молча предоставляет документы и, если действительно нарушил, расписывается в протоколе и едет дальше.
Во всех регионах России взаимодействие правоохранительных органов и органов исполнительной власти позволяет успешно бороться с этим явлением. Кроме Белгородской области.
Чтобы население пользовалось легальным транспортом, он должен быть удобным. Сегодня он удобным быть не может априори. Как легальные перевозчики будут соблюдать расписание? Подъезжает МУПовский автобус на остановку или тем более троллейбус, а перед ним сразу стоит автобус и сзади него. О каком соблюдении расписания будет идти речь? За пределами городской черты вообще неописуемые вещи творятся…
За последние полгода было огромное количество проверок финансово-хозяйственной деятельности МУПа. По заказу одной из проверок была проведена экспертиза. Просто посмотрите на эти цифры и вам станет понятно, в каком состоянии находится предприятие.
В нынешней, очень тяжёлой финансовой ситуации, зарплата выдаётся ежедневно. На предприятии вынуждены менять мелочь на купюры — выдача денег происходит, как правило, после часа дня. Эта женщина, про которую сняли сюжет, устроила скандал, хотя ей предложили прийти к определённому времени и получить купюры. Она пришла в первой половине дня с требованием «выдать немедленно», и кассир ей выдала мелочью. Самое интересное, что она получила зарплату, а директору Мялицыну объявили выговор.
По словам руководителей города, сейчас ищутся решения вывода предприятия из кризиса и нормализации обстановки. Какой будет найден выход — неизвестно. Но даже если город найдёт деньги по задолженности заработной платы (а задолженность порядка четырёх месяцев, долги есть перед абсолютно всеми сотрудниками предприятия), ситуацию это в корне не изменит. Пока не примут кардинальных мер по исключению из бизнеса «нелегалов», порядка в городе не будет. Бизнес будет теневым, полукриминализированным, как и говорит губернатор.
Во всех регионах РФ, где есть общественный транспорт, существуют правила проезда в транспорте. Эти правила принимают органы местного самоуправления на основе федерального и регионального законодательства. Белгород — единственный город в ЦФО, где в 2011 году отменили старые правила, а новые до сих пор не приняли. И именно в этих правилах, помимо прав, определяется порядок пользования транспортом: когда и как оплачивать проезд, что такое багаж и надо ли за него платить, обязанность либо сесть на место, либо держаться за поручень. Наверное, мэрии просто некогда представить документ в Совет депутатов. И получается, что водителя за то, что он не выдал пассажиру билет, можно оштрафовать, а пассажира за то, что он не имеет билета, нельзя. Поэтому и вывешивались таблички «Оплата при входе», чтобы водитель мог физически выдать билет.
Почему до сих пор не ввели безналичную оплату, хотя губернатором издано постановление более двух лет назад? Первое — сейчас чтобы оснастить оборудованием каждое транспортное средства, нужно более 120 тысяч рублей на единицу техники, не считая затрат на инфраструктуру и эксплуатацию. Второе — установка системы предполагает ограничения для пассажиров, в виде турникетов или валидаторов. И это тоже деньги, которых нет.
Ни один работник на МУП «ГПТ» не был сокращён. Люди увольняются. Сейчас численность предприятия 582 человека, из них водителей автобусов — 217 человек, троллейбусов — 209 человек. Все остальные люди — обслуживающий персонал. Основная масса уволившихся — по собственному желанию. Как правило, это люди, которые отчаялись получать заработную плату и больше не верят заявлениям властей. По этим же причинам не очень охотно на предприятие идёт молодёжь.
Долги возникли не вчера — они тянутся на протяжении всех лет. Был единственный период, после проведения конкурса, когда на предприятии получали зарплату день в день, выплачивался аванс. Тогда правоохранительные органы пусть и «коряво», но убрали нелегалов с дорог на два месяца.
В соседней Воронежской области совсем недавно были приняты нормативно-правовые акты, исключающие из нормативных перевозок старые автобусы. Поэтому сейчас в Белгороде множество моделей оттуда — как правило очень старые и стоимостью не выше 100 тысяч рублей. «Нелегалы» просто скупают воронежские машины и привозят их в Белгород.
Повышение оплаты за проезд, если оно случится, только усугубит ситуацию. Те же самые «нелегалы» повышать проезд не будут, а, наоборот, на всю Россию раструбят, какие они хорошие.
За последние годы в городской администрации были люди, которые эту проблему выявили ещё раньше, и именно из-за позиции ряда руководителей, которые уже сейчас не работают в мэрии, не смогли ничего сделать. Видя, что «один в поле не воин», они ушли. Это люди с высшим автомобильным образованием, которые достигли больших успехов и были приглашены для работы из других структур, но работать в администрации просто не смогли.
Если будет продолжаться такая же ситуация, то будущего у общественного транспорта в Белгороде нет. Будет продолжаться хаос, который приведёт к потере всей инфраструктуры. И пассажирские перевозки вообще никак не будут зависеть от властей. Частник захочет выехать — выедет, не захочет — не выедет. И какой-нибудь студент или школьник из какого-нибудь нового микрорайона туда, куда ему надо, на общественном транспорте не попадёт и будет вынужден идти пешком, на такси ехать или… Или на бога уповать.