С приходом Вячеслава Гладкова на должность губернатора Белгородской области изменились требования к чиновникам. Вначале им пришлось привыкать к онлайн-планёркам и публичной критике, после их обязали реагировать на жалобы в соцсетях в течение нескольких часов. Чуть позже главы территорий стали вести прямые эфиры в соцсетях. Сейчас они должны оперативно информировать граждан о «хлопках», «прилётах» и прочих реалиях СВО. Но есть вопрос: все ли справляются с возросшей нагрузкой? Мы отследили, кому удалось адаптироваться к «новой реальности», кто предпочёл уйти, а кто не справился с обязанностями и обратил на себя внимание силовиков.
Акции вверх↑Валентин Демидов, глава администрации Белгорода; Андрей Чесноков, глава администрации Старооскольского городского округа; Олег Медведев, глава администрации Яковлевского городского округа; Анна Куташова, глава администрации Красногвардейского района; Михаил Лобазнов, глава администрации Губкинского городского округа; Татьяна Киричкова, глава администрации Ровеньского района; Алексей Дыбов, глава администрации Валуйского городского округа; Владимир Жданов, глава администрации Шебекинского городского округа; Владимир Перцев, глава администрации Белгородского района; Алексей Калашников, Алексеевский городской округ; Сергей Бикетов, глава администрации Волоконовского района; Геннадий Бондарев, глава администрации Грайворонского городского округа; Николай Нестеров, глава администрации Корочанского района; Александр Полторабатько, глава администрации Красненского района; Андрей Гриднев, глава администрации Новооскольского городского округа; Сергей Канищев, глава администрации Прохоровского района; Анатолий Климов, глава администрации Ракитянского района; Татьяна Кругляков, глава администрации Чернянского района; Андрей Миськов, глава Краснояружского района. |
Прежде чем пояснить состояние «акций» на бирже, напомним, что глава администрации района или городского округа назначается решением депутатов по результатам конкурса. В зависимости от территории речь идёт о муниципальном или городском совете, а также о Совете депутатов городского округа. Местные жители не могут проголосовать за того или иного кандидата — это прерогатива народных избранников.
Акции вниз↓Юрий Галдун, экс-мэр Белгорода; Антон Иванов, экс-мэр Белгорода; Анатолий Тарасенко, экс-глава Вейделевского района; Андрей Гаевой, экс-глава Губкинского городского округа; Станислав Сергачёв, экс-глава Алексеевского городского округа; Игорь Бровченко, экс-глава Красногвардейского района; Николай Давыдов, экс-глава Борисовского района; Андрей Пахомов, экс-глава Ровеньского района; Александр Сергиенко, экс-глава Старооскольского городского округа. |
Карт-бланш от главы правительства
Среди тех, у кого «акции выросли в цене» можно условно выделить несколько групп. Первые строчки в рейтинге заняли госслужащие, которые условно получили карт-бланш от Вячеслава Гладкова. Глава правительства авансом им выдал кредит доверия и полномочия. Теперь они должны подтвердить высокий статус достойными результатами — эффективной работой по нацпроектам и региональным программам, оперативным исполнением поручений правительства и эффективной работой с гражданами.
17 января 2023 года на должность главы администрации Белгорода избрали Валентина Демидова. В горадминистрацию его лично направил Вячеслав Гладков для «усиления команды мэрии». С должности советника по реализации инфраструктурных объектов он вначале дорос до первого заместителя главы администрации, затем стал исполняющим обязанности главы администрации и, наконец, официально утвердился в должности мэра Белгорода, так как, будем честны, ни один из других участников конкурса даже близко не был ему конкурентом.
Успешным можно назвать последний год для Андрея Чеснокова. В декабре 2021 года он ушёл с должности главы администрации Яковлевского городского округа, а в январе 2022 года официально стал главой Старооскольского городского округа. Жители территории и местные депутаты не отличаются покладистым нравом, а местные журналисты даже в шутку объявляли главу в розыск. Но успешная для «Единой России» избирательная кампания в горсовет округа обернулась для чиновника дополнительными политическими очками. Одной из наболевших для территории по-прежнему является проблема с водоснабжением. Здесь на помощь Чеснокову пришла областная власть, и Вячеслав Гладков лично курирует этот вопрос. Решать внутриэлитные споры на первых порах молодому главе помогал москвич Станислав Шегуров. Но в октябре 2022 года он покинул свой пост, и теперь «правой рукой» Андрея Чеснокова стал сахалинец с белгородским прошлым Андрей Бубело.
Воспользоваться моментом и повысить свой статус смог и Олег Медведев — нынешний глава Яковлевского городского круга. Он уже давно работает в госсфере, но до недавнего времени был в статусе заместителя: сперва — главы Старооскольского горокруга по строительству, потом — первого заместителя администрации Белгорода. Должность главы администрации — это, безусловно, шаг наверх.
Положительных результатов Гладков ждёт и от Анны Куташовой, возглавившей администрацию Красногвардейского района. Ей предстоит выстроить отношения с местной элитой, которая с 1995 года имела дело с семьёй Бровченко (Николай Бровченко руководил районом с 1995 по 2008 годы, а его сын Игорь Бровченко — с 2018 по 2021 годы — прим. Ф.).
Ещё только предстоит зарекомендовать себя главе Губкинского городского округа Михаилу Лобазнову. В условиях сократившихся бюджетов удержать настроения семей «горняков» и сохранить достойный уровень жизни губкинцев — серьёзный вызов для чиновника.
Прошедший 2022 год принёс карьерный рост Татьяне Киричковой, которая с должности руководителя аппарата переместилась в кресло главы администрации Ровеньского района.
Главы приграничных районов
Начало специальной военной операции на Украине сильно повлияло на обязанности глав приграничных районов Белгородской области: Белгородского района, Валуйского и Шебекинского городских округов. Владимир Перцев, Алексей Дыбов, Владимир Жданов — выходцы из «плеяды управленцев Савченко». Но они не только смогли вписаться в правила игры, заданные Вячеславом Гладковым, но и продолжают возглавлять территории в условиях СВО.
Чиновники информируют жителей об оперативной обстановке, аккумулируют всю информацию по ликвидации последствий обстрелов и отвечают за восстановление имущества жителей, контактируют с российскими военными. «Старой гвардии чиновников», которые получили свои посты ещё при прошлом губернаторе Евгении Савченко, с приходом Вячеслава Гладкова пророчили громкую отставку. Но, как видим, они продолжают работать, и публичная критика в их адрес не такая острая, как в отношении других глав и чиновников правительства.
Отсутствие плохих новостей — уже хорошая новость
Оставшаяся часть списка состоит из глав территорий, которым удалось сохранить свои посты, несмотря на смену губернатора в Белгородской области. После некоторых перипетий Алексею Калашникову удалось остаться у власти. В мае 2022 года он стал главой администрации Алексеевского городского округа, а до этого занимал аналогичную должность в Ивнянском районе. Чиновник — управленец во втором поколении, его отец Николай Калашников сейчас занимает пост вице-президента российского Союза строителей. До этого он много лет работал в правительстве Белгородской области при Евгении Савченко, курировал строительную отрасль региона.
Что касается остальных участников рейтинга, они устойчиво держатся на своих постах уж несколько лет. В негативной информационной повестке по итогам 2022 года замечены не были.
Бывшие градоначальники и главы районных администраций
Список госчиновников, покинувших свои посты при Вячеслав Гладкове, возглавляют мэр Белгорода Юрий Галдун и его сменщик Антон Иванов. Юрий Галдун оставил должность и амбициозные планы по реформированию города в 2021 году (в том числе реконструкцию улицы Щорса и стартовавшую реформу общественного транспорта — прим. Ф.). Известно, что позже он работал в БГТУ проректором по регионально-промышленному развитию, но в июле 2022 года уволился. Позже стало известно, что он перебрался в Москву, где занимался бизнесом. Чем он занимается сейчас — неизвестно.
После в мэрию пришёл бывший руководитель БИКа Антон Иванов. Пока он трудился на своём посту, у правительства области не возникало вопросов к качеству работы администрации. Но после ухода Иванова с Соборной площади и из других ведомств стали поступать неоднозначные сигналы:
- Вячеслав Гладков призвал найти и наказать виновных сотрудников БИКа (и даже бывших!), выдавших неправомерное заключение из-за которого дома в Стрелецком затапливает стоками;
- у губернатора возникли претензии к экс-мэру, который не провёл торги по закупке спальных принадлежностей для белгородских детсадов, которые находились на ремонте;
- полиция расследует дело о хищении денег при установке катка в Белгороде, виновников подозревают в мошенничестве в особо крупном размере;
- глава федерального Следкома Александр Бастрыкин снова поручил проверить законность ликвидации троллейбусов в Белгороде.
Редакция будет следить за итогом этих дел и обязательно расскажет об итогах проверок.
Отставки продолжаются
Не менее громко с поста в декабре 2022 года ушёл Анатолий Тарасенко. Известно, что у силовиков есть претензии к деятельности госслужащего. Подробностей до сих пор нет, но дело связанно с коррупционными нарушениями. Об этом ещё в 2022 году сообщила областная прокуратура, по информации которой Тарасенко не раз нарушал законодательство в части противодействия коррупции. Ведомство настаивало на расторжении служебного контракта с экс-главой в связи с утратой доверия, а не собственному желанию Тарасенко. Ещё в своё время Вячеслав Гладков отчитывал чиновника за худшую в регионе работу с обращениями граждан.
Неспокойно работается и бывшему главе Губкинского городского округа Андрею Гаевому. После ухода из администрации он перешёл работать в управление по труду и занятости населения Белгородской области на должность руководителя. Потом его понизили в должности, и на его пост пришла финалистка проекта «Новое время», но через время всё вернулось на круги своя, и Андрей Гаевой снова смог занять свой предыдущий пост.
2022 год стал неудачным и для семьи Сергачёвых. В мае 2022 года Станислав Сергачёв, сын бывшего вице-спикера облдумы Валерия Сергачёва, ушёл с должности главы администрации Алексеевского городского округа. В этом же году его отца исключили из «Единой России», и теперь он проходит по делу об экстремизме из-за «Евангелия от Елизаветы», которое распространяли по больницам и другим учреждениям области.
Игорь Бровченко ушёл с поста главы администрации Красногвардейского района в октябре 2021 года, об этом в телеграме подписчикам лично сообщил Вячеслав Гладков. Причины его ухода неизвестны. Накануне ухода Бровченко удалил свою страницу в соцсетях.
Бывший глава Ровеньского района Андрей Пахомов (руководил территорией с 2015 года — прим. Ф.) также сложил полномочия, сославшись на состояние здоровья.
Осенью 2021 года должность главы администрации Борисовского района покинул Николай Давыдов. Он возглавлял район рекордный срок — 19 лет. Авторы анонимного телеграм-канала «Белгород. Инсайды» намекали, что к Давыдову могли быть претензии у силовиков, но ему удалось избежать публичных претензий, как случилось позже в случае с Тарасенко. Давыдов покинул свою должность по собственному желанию.
В декабре 2021 года с поста главы администрации Старооскольского городского округа ушёл Александр Сергиенко. Он перешёл работать в белгородские структуры «Газпрома», и, судя по практически полному отсутствию сколько-нибудь серьёзных негативных инфоповодов на новом месте, успешно справляется с новым направлением работы, уделяя особое внимание программе догазификации в регионе.
Эксперт «Фонаря»
Политолог Владимир Слатинов поделился с редакцией своим мнением по поводу сменяемости глав белгородских муниципалитетов. По его словам, в отсутствии резких кадровых перестановок среди чиновников этого уровня нет ничего удивительного. Так, например, в Курской, Тамбовской и Липецкой областях коллеги Гладкова тоже не осуществили широкомасштабную ротацию глав районов. Во-первых, потому что это не было приоритетной задачей, а во-вторых, потому что губернаторы сами фактически стали начальниками глав муниципальных администраций.
— Губернаторы «новой волны» — это варяги. То есть, это люди, которых присылает Кремль управлять регионами либо с федеральной позиции как Артамонова (глава Липецкой области) или Старовойта (глава Курской области), либо с региональной позиции — как в случае с Гладковым, который был вице-губернатором Ставропольского края. И поскольку эти люди приехали в незнакомые им регионы с определёнными задачами — переформатирование системы управления и «приручение» местных элит, — они начинают их решать с верхних уровней управления.
Кстати, сохранить пост мэра в этих условиях удалось только главе Тамбова. В Белгороде глава администрации сменился уже дважды. Что интересно, Демидов — первый мэр региональной столицы на территории Черноземья, который является варягом. Что касается глав муниципальных территорий, их сменить сложнее. Новым губернаторам всё-таки требуются люди, которым бы они доверяли, которые бы хорошо знали районы. Все предпочитают скорее встраивать действующих глав в новые требования и новую стилистику, нежели ротировать состав. Тем более, что у губернаторов сегодня есть все возможности, чтобы фактически ликвидировать автономию глав районов. Сегодняшнее законодательство о системе публичной власти фактически делает губернатора начальником над главами районов в административном, антикоррупционном и ресурсном смыслах, — оценил происходящие в региональной политике процессы Владимир Слатинов.