Говорить языком любви

Говорить языком любви — задача не из простых, ведь в нём скрыто множество оттенков и разновидностей. В Древней Греции, например, различали целых восемь видов любви, каждая из которых требует особого выбора слов и способности выразить богатую гамму чувств. Язык любви раскрывает внутреннее богатство, глубину души и окрыляет. Однако порой с ним бывает нелегко справиться: он полон тонких нюансов, переливов, водопадов и впадин, в которые может унести окрылённое сердце.

За этим языком стоит напряжённая внутренняя работа: стремление докопаться до сути, желание увидеть в каждом моменте зерно созидания и осознать, что мир не однозначен. Полную картину можно постичь, лишь взглянув на неё с разных сторон и ракурсов. Язык любви — это ода богатству, сложности, неугомонности и постоянному поиску нового. Он устремлён вперёд, в будущее, нацелен на созидание и строительство, а не на разрушение.

Совсем иное дело — язык вражды. Здесь нет нужды в изысканном лексиконе; достаточно простых фраз: «Ату!», «Фас!», «Он чужой», «Он враг. Уничтожить!». Всё лаконично, без размышлений и объяснений. Здесь не требуется подбирать слова, анализировать или погружаться в глубину — всё лежит на поверхности. Без оттенков. Либо «белое», либо «чёрное», третьего не дано.

«Если он не такой, как мы, он враг» — это краеугольный камень языка вражды. Инструментарий его также незамысловат: унижать, выставлять в неприглядном свете, оскорблять, искажать суть и форму (например, «либерастический» вместо «либеральный» — один из ярких примеров), заглушать другие голоса, пока звучит «единственно правильный» манифест.

В моей голове давно живут две яркие картины. Первая — это шумная улица, где соседствуют дома всех мастей: жёлтые, серые, зелёные, большие, маленькие и средние. Архитектурные стили варьируются от строгих линий до смелых фантазий, словно здесь каждый архитектор проявил свою творческую натуру. На этой улице звучит смех, хотя не все понимают друг друга, и не каждый восхищается соседями. Тем не менее, уважение и доброжелательность пронизывают атмосферу: все улыбаются друг другу, создавая комфортное и гармоничное общее пространство. Единство разнообразия позволяет выбирать лучшее и двигаться вперёд, вдохновляя каждого развиваться и становиться сильнее. Здесь говорят языком любви.

А вот вторая картина, которая рождается при попытке навести порядок на той же самой улице. Сначала решают убрать яркие жёлтые и зелёные дома, ведь серые «соответствуют единой концепции», обещают прослужить 50 лет и стоят дешевле благодаря унифицированному архитектурному проекту. Затем под нож идут большие и маленькие здания: первые создают тень, а вторые кому-то кажутся непривлекательными. В конце концов, архитектурные фантазии тоже отправляются в небытие, поскольку строгие формы «лучше настраивают на рабочий лад, уменьшают количество преступлений в округе и способствуют строгому соблюдению правил» (аргументы можно продолжать до бесконечности).

И вот она, вчерашняя улица, полная жизни, превращается в разрозненные домики, каждый из которых напоминает крепость, из которой обитатели не спешат выглядывать. Их, этих обитателей, совсем немного, но именно в этой однообразной серости они находят свое «стройное счастье», и их не смущает, что вокруг каждое здание как будто клонировали или наштамповали на одной фабрике.

Когда-то я уже говорил, что секрет любого развивающегося города — в единстве непохожих. Если кому-то удаётся всех этих непохожих настроить на созидание (чтобы они заговорили языком любви), то этот большущий живой организм начинает удивлять, устремившись в будущее. Рейтинги, взлёты, рекорды, новые семьи и традиции — всё это приносит синергетический эффект «единства непохожих».

А вот вторая картинка даже при чётко прописанных целях, выполнения которых будут требовать, иначе... будет оставаться неизменной: серые домики будут ветшать, новые дома на этой улице будут появляться редко, а склоки соседей, которые всё чаще будут искать, правильно ли вдыхает воздух сосед, сколько минут он наблюдает за солнцем и почему он так пристально посмотрел на твоего ребёнка, — будут возникать всё чаще и чаще, ведь, вдруг, сосед — чужой, а когда улицу реформировали, его случайно пропустили (или, может, он заплатил за то, чтобы его пропустили?!).

Может ли человек, знающий язык любви, в какой-то момент перейти на язык вражды, потому что его одолеет хроническая усталость, вызванная этими строгими серенькими домиками, которые разбросаны по улочке? Может, потому что для языка любви нужны силы, и иногда их не хватает. Это не плохо и не хорошо, это и есть жизнь. И люди — не роботы, они устроены сложнее, как сложнее устроен язык любви.

Человеку приходится каждый раз делать выбор: заговорить языком любви или начать изъясняться на языке вражды. Делая этот выбор, нужно помнить, что первый в итоге приводит к улице, где звучат тысячи голосов, и где живёт жизнь, а второй — к строгому «серому счастью», где всё одинаковое, а чужой взгляд, брошенный вверх на 30 секунд дольше, чем ты сам туда посмотрел, — это повод насторожиться и присмотреться, почему обладатель взгляда не чувствует общего счастья, которое так старательно реализовано благодаря чётко обозначенным целям, к достижению которых идут ровным строем все жители этой улочки.
Андрей Маслов

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

12 разгневанных комментаторов. «Когда же вас уже закроют?»

12 разгневанных комментаторов. «Когда же вас уже закроют?»

12 разгневанных комментаторов. «Гоняетесь за хайпом и не разбираетесь в том, о чём пишете»

12 разгневанных комментаторов. «Гоняетесь за хайпом и не разбираетесь в том, о чём пишете»

12 разгневанных комментаторов. «Хочу посмотреть, кто поставил на новость этот смеющийся смайлик?»

12 разгневанных комментаторов. «Хочу посмотреть, кто поставил на новость этот смеющийся смайлик?»

12 разгневанных комментаторов. «Почему вы обманываете людей?»

12 разгневанных комментаторов. «Почему вы обманываете людей?»

12 разгневанных комментаторов. Почему интервью с пиарщиком может стать плохой идеей

12 разгневанных комментаторов. Почему интервью с пиарщиком может стать плохой идеей

Зачем партии принимать этические нормы?

Зачем партии принимать этические нормы?

«Оскар» в новом формате: а надо ли?

«Оскар» в новом формате: а надо ли?

Город — единство непохожих. И его надо любить

Город — единство непохожих. И его надо любить

Я этого страшно боюсь! Что делать?

Я этого страшно боюсь! Что делать?

Отбирают право на помощь?

Отбирают право на помощь?

Про «Кодекс журналистской чести»​ в условиях конфликта

Про «Кодекс журналистской чести»​ в условиях конфликта

Вакцины, грехи и аутизм. Почему ложные утверждения могут привести к разрушительным последствиям

Вакцины, грехи и аутизм. Почему ложные утверждения могут привести к разрушительным последствиям

Если у тебя есть Учитель, ты сделаешь своё открытие

Если у тебя есть Учитель, ты сделаешь своё открытие