11 сентября в телеграм-канале «Белгород № 1» опубликовали историю жительницы Белгорода. Её 8-летний сын скончался в областной больнице. До этого мальчика лечили в инфекционной больнице, однако, по словам женщины, там ему долгое время не ставили диагноз и оказывали недостаточную медицинскую помощь. В итоге у ребёнка произошло четыре сердечных приступа, после которых он умер. Следователи начали проверку .
Сотрудники детской областной больницы пояснили, что не могут разглашать подробную информацию по этому случаю, так как это является врачебной тайной, а также потому, что сейчас идёт следственная проверка после публикаций в интернете. Но медики рассказали, как они обычно работают в подобных критических ситуациях.
— Схема одна: если ребёнок поступает в тяжёлом состоянии, его, естественно, госпитализируют в отделение реанимации, чтобы в ближайшие часы правильно поставить диагноз. Приглашаются все специалисты, проводится весь необходимый спектр обследований. В течение суток мы имеем предварительную картину. В данном случае это произошло в течение первых часов. После мы уже консилиумом в присутствии заведующего отделением и главного врача принимаем решение о направлении документов в федеральные клиники для дальнейшего определения тактики лечения пациента. Вопрос о том, что мы где-то затянули или сделали не в полной мере в данном случае не стоит. Этот пациент вёлся нами в сопровождении специалистов федерального уровня. Мы советовались по дерматологии, анестезиологии, со специалистами гемодиализа, поэтому тактику ведения пациента определяли специалисты. Схема работы с тяжёлыми пациентами у нас отработана, — прокомментировала заместитель главного врача по медицинской части областной детской больницы Ирина Кизилова.
О детской смертности
В 2017 году в детской областной больнице прошли лечение 17 тысяч детей. Из них врачи прооперировали 7,5 тысячи пациентов.
— Что касается хирургического профиля, у нас в 2017 году умерло восемь больных. Из них шесть — это новорождённые. Эти дети родились недоношенными, они весили меньше полутора килограммов. Естественно, с сопутствующими пороками, глубокой недоношенностью. Если такие дети появляются на свет, мы делаем всё возможное, чтобы они стали полноценными членами общества. Сейчас таких детей у нас стало меньше, потому что женщин, которые собираются рожать детей с патологией, заранее отправляют в федеральные центры, — пояснил заместитель главного врача по хирургической помощи Андрей Тулинов.
По словам главного врача Романа Проценко, за три года показатели по внутрибольничной летальности в больнице уменьшились с 0,4 до 0,24 процента. Этот показатель по России в среднем составляет 0,46 процентов. В этом году показатели детской смертности продолжают снижаться: в детской областной больнице пока умерло только четыре ребёнка.
— У нас не бывает лёгких случаев. Мы учреждение третьего уровня, где концентрируются все сложные случаи с детьми, которые регистрируются на территории области. Все тяжёлые пациенты госпитализируются к нам. Тяжёлый пациент не должен умирать где-то в районе. Он должен лечиться в стационаре третьего уровня, — добавил Роман Проценко.
О высокотехнологичных операциях
В прошлом году врачи детской областной больницы провели 357 высокотехнологичных операций, пять из которых велись вместе со специалистами из Москвы. В учреждении с каждым годом растёт количество видеоэндоскопических операций: детям делают проколы грудной клетки или брюшной полости, тем самым нанося минимальные травмы ребёнку.
— Мы начали проводить видеоэндоскопические операции у детей ранней группы. Это первые дни и месяцы жизни. Чтобы вы понимали: раньше мы оперировали, проще говоря, открывая живот или грудную клетку.
Мы не делаем каких-то эксклюзивных операций — мы просто стараемся идти в ногу со временем и использовать самые современные технологии. Мы стараемся, чтобы наши хирурги перенимали опыт коллег из федеральных центров. Наша область находится вдалеке от Москвы, и мы не всех детей можем транспортировать в столицу (ежегодно из Белгородской области в Москву транспортируются около 1,2 тысячи детей — прим. «Ф».). 80 процентов детей нуждается именно в неотложных действиях. Но мы должны дать такому ребёнку шанс на жизнь, — пояснил Андрей Тулинов.
О сотрудничестве с районными больницами
За последние десять лет количество экстренных обращений в детскую областную больницу увеличилось в 3,3 раза. В первую очередь, из-за людей, которые самостоятельно приезжают из районов в областной центр.
— Мы принимаем без направлений. Не всегда в районах оказывается доступная помощь в поликлиниках. Едут не только сложные больные, но и дети, которым нужна консультация. Мы не имеем права отказать: ни морального, ни на уровне закона, — добавил Роман Проценко.
Медики заверили, что с районными больницами и поликлиниками у учреждения выстроена чёткая коммуникация: ежедневно специалисты областной больницы проводят медицинские телеконсультации с врачами из районов . Сама же областная детская больница квалифицируется на оказании экстренной медицинской помощи — это примерно 70 процентов от всех случаев. Если ребёнок находится в тяжёлом состоянии, его госпитализируют в Белгород. За последние годы поток тяжёлых пациентов из районов увеличился, поэтому даже при снижении общего количества летальных случаев, о котором говорят сотрудники больницы, информация о некоторых смертях стала чаще появляться в интернете и других источниках.
О жалобах
В детской областной больнице есть специальный отдел, куда поступают обращения родителей маленьких пациентов. Каждое из них рассматривает комиссия. Специалисты запрашивают историю болезни, амбулаторную карту, дают полный анализ и подготавливают письменный ответ. По устным жалобам ответы дают сразу.
— Большая часть обращений связана с тем, что население не до конца информировано о своих правах. Прежде всего, это вопросы получения инвалидности, санаторно-курортного лечения, материальной помощи на какие-либо процедуры или медицинские услуги. Зачастую эти вопросы решаются просто и легко. Есть нормативные документы, которые предусматривают решение этих проблем. Главный показатель нашей работы — это отсутствие повторных обращений. Граждане удовлетворены, как мы решаем вопросы, — заверила заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы Татьяна Смирнова.
О проблемах, с которыми сталкиваются медики
— К сожалению, у нас нет отдельной реанимации для новорождённых. Дети лежат в общей палате с детьми с пневмонией, ожогами. У нас просто пока негде её обустроить. Больница пребывает в длительном хроническом ремонте. У нас ограниченность помещений. В нашей работе мелочей не бывает. Всегда есть что-то, что может способствовать плохому результату. Но пока мы работаем в таких условиях, — прокомментировал Тулинов.
Главврач больницы Роман Проценко, добавил, что ремонт закончится уже в сентябре. Операционный блок станет в два раза больше. Также в учреждении планируют создать отделение нейрохирургии. По словам Проценко, сейчас для него закупают оборудование.
— Укомплектованность нашего учреждения по врачам достигает 80 процентов. По медицинским сёстрам мы укомплектованы на сто процентов. В области существует проблема нехватки узких специалистов и педиатров в поликлиниках. Для её решения в регионе создаётся единая педиатрическая служба. С 1 января все городские поликлиники будут относиться к областной детской больнице, — рассказал Роман Проценко.
Подробнее о реформе здравоохранения в регионе можно прочитать здесь.