Творчество взаперти. Как белгородские артисты приспособились к режиму самоизоляции

В Белгородской области режим повышенной готовности длится больше месяца. За это время многие сферы жизни ушли в онлайн, в том числе и искусство. Внештатный корреспондент «Фонаря» записала пять историй творческих людей, которые приспособились к самоизоляции и даже создали за это время новые проекты.

Театр и йога в четырёх стенах

Анна Лего совместила сразу несколько профессий: она — актриса Белгородского драматического театра имени М.С. Щепкина и тренер по йоге, пилатесу, фитнес-йоге и фейсформингу (гимнастические упражнения для омоложения лица — прим. Ф). Изначально Анна занималась йогой для себя, но потом друзья девушки стали просить заниматься с ними. Лего получила дополнительное образование и стала профессиональным тренером.

Режим самоизоляции сильно повлиял на работу Анны Лего. Спектакли в театре отменили, но репетиции продолжаются. По словам Анны, актёры на самоизоляции работают над новыми спектаклями, которые зритель увидит только после окончания пандемии. Единственное взаимодействие Анны с театральным зрителем во время отмены спектаклей — это чтение отрывков произведений на видео, которые она выкладывает в социальные сети.

Зато для второй работы у женщины на самоизоляции появилось больше времени и возможностей. Тренер начала проводить личные онлайн-занятия по всем направлениям физической культуры, которые она преподаёт. По словам Анны, именно занимающиеся попросили её начать проводить тренировки удалённо.

Фото из личного архива Анны Лего Фото из личного архива Анны Лего
— Жизнь меняется, а желание заниматься и поддерживать себя в хорошей форме у моих знакомых не пропало. В занятиях йогой и другими направлениями физической культуры очень важен личный контакт, присутствие тренера, который поправит занимающегося, даст нужное направление. Поэтому перейдя в онлайн-режим я стала проводить индивидуальные занятия, чтобы качество тренировок на пострадало, — рассказала «Фонарю» Анна Лего.

Однако индивидуальные занятия заставили тренера уменьшить количество клиентов: на обычных тренировках Лего занималась одновременно с целой группой. В новых реалиях стало необходимым найти альтернативу для тех, кто не смог попасть на персональные занятия к Анне. Такой альтернативой стал Инстаграм. Туда тренер выкладывает упражнения, которые помогут держать тело в тонусе. Особое внимание Анна в своём инстаграм-профиле уделяет зарядкам. Подписчики пишут, что утренние тренировки помогают зарядиться хорошим настроением и взбодриться.

После завершения самоизоляции Анна Лего собирается отказаться от онлайн-тренировок. Когда театр заработает в полную силу, у артистки уже не останется времени на такое количество индивидуальных занятий.

— Сейчас наступает время больших перемен. Я отношусь к этому так: перемены не бывают хорошими или плохими. Просто жизнь предлагает нам другие правила игры, и мы не можем от них отказаться. Например, мне сложно свыкаться с удаленным обучением у детей. Это кошмар! Остаётся два варианта: впасть в панику или помочь детям освоиться в новых условиях и увидеть в такой форме обучения преимущества. Например, ребенку доступны наглядные учебные материалы «Яндекса», где доходчиво и внятно позитивный учитель раскрывает тему. Это не расстроенный безумием класса педагог, который дрожащей рукой от нервного срыва выводит мелом на доске тему урока. Я во всём ищу плюсы, — говорит артистка и тренер.

Время домашних записей и персональных концертов

Весной музыкант Гуша Катушкин планировал тур и запись песен на студии в Харькове. Но за неделю до отъезда на гастроли всё отменилось. Тогда музыкант решил найти альтернативу привычной деятельности. Живые выступления он заменил на трансляции, а песни стал записывать сам, назвав это новым проектом «Экономклац».

За время карантина Гуша провёл два онлайн-концерта. Первый прошёл 2 апреля. Как говорит сам музыкант, он организовывался в нетерпении. Нехватку выступлений надо было чем-то заполнить.

Фото vk.com/gooshakatooshkin

— Хотелось уже для кого-то поиграть, потому что отменилась вся концертная деятельность. Поэтому первый концерт был очень спонтанный и неподготовленный. Многое было не продумано, все проблемы решались в сию секунду. Из-за этого была масса технических сложностей. Но я проникся атмосферой онлайн-квартирника. На трансляции возникает ощущение, что ты просто связался с человеком по видеосвязи. Как не парадоксально, онлайн-концерт в какой-то степени даже более персональный. И такие отзывы были частыми. У меня у самого было ощущение общения с каким-то условным близким человеком. Потому что случайные люди эфир не смотрели. С людьми, которые оставались слушать, ты чувствуешь какую-то связь, — поделился музыкант.

Это ощущение и заставило Гушу Катушкина сделать второй концерт и подготовиться к нему более основательно. Он изучил, как можно использовать телефон в качестве веб-камеры, с помощью каких программ можно более эффективно организовать сам видеопоток, как устроить стриминг на нескольких платформах с одной камеры. Благодаря этому, на втором концерте появился хороший звук и картинка. Разобравшись с техническими сложностями, Гуша Катушкин решил предложить поклонникам новый формат взаимодействия — «личный квартирник». Слушатель может заказать онлайн-концерт для себя и своей семьи, на котором прозвучат все его любимые песни.

Время, не занятое онлайн-трансляциями, Гуша Катушкин тратит на запись музыки. В новом проекте «Экономклац» появилось уже три песни: «Глаза как у Путина», «Алгоритм» и «Пчелиная печаль». При этом сама идея проекта и его название появились 10 лет назад.

— У нас с товарищем Серёжей Белозёровым возникла мысль сделать что-нибудь смешное, малобюджетное, где можно просто шалить. Но название лежало без дела. Просто в последнее время я отошёл от домашних экспериментов в силу того, что был занят турами. Всё свободное время я старался проводить на студии в Харькове, потому что привык к определённому уровню качества продакшена. В домашних условиях подобного сложно достичь. А тут я вернулся к экспериментам. И чтобы не называть это своим привычным именем, решил реанимировать придуманное слово, — прокомментировал Гуша Катушкин.

Музыкант начал заново учиться приёмам звукозаписи. Он отмечает, что занимался ей в студенческие годы, но никогда не был доволен результатом. Как только у него появилась возможность записываться у профессионалов, он перестал сводить песни сам. Но в условиях карантина Гуше Катушкину пришлось вернуться к домашней записи.

— Я начал навёрстывать всё, что пропустил за годы своей звукозаписывающей пассивности. И сейчас я вошёл во вкус! Потихонечку начинает что-то получаться. Я уже не выкладываю всё подряд, а ищу своё новое, домашнее, звучание. В этом есть свои плюсы, потому что, когда ты работаешь на студии, ты всё равно борешься с влиянием людей, которые участвуют в записи. Здесь я делаю всё сам, и нужно брать на себя ответственность за каждый звук. Это тоже пленительный процесс. Я в него погружаюсь с удовольствием. Новые работы уже занимают всё моё время. С утра и до ночи. Просыпаюсь к обеду, сажусь работать и, собственно, сижу, пока не упаду. Пока непонятно, что мне удастся сделать, а что нет. Но определённо в скором времени записи будут появляться. Уже более причёсанные, но при этом свободные. Я сейчас начинаю нащупывать акустическую картинку, которую мне хотелось давно, но не было времени её создать, — добавил музыкант.

Рассмеши на расстоянии

У стендап-объединения «Человек у микрофона» пауза в живых выступлениях затянулась чуть дольше, чем у других. В середине марта комики Александр Пермяков и Алексей Щегорцов ездили в Москву на кастинг передачи «Открытый микрофон» телеканала ТНТ. После выступления они решили сделать перерыв на две недели. Алексей уехал в родной город на это время. Первое мероприятие после перерыва молодые люди планировали на 4 апреля. Но ввели режим самоизоляции, и комики оказались доступны друг для друга только онлайн.

С первых же дней карантина стендаперы начали приспосабливаться к сложившейся ситуации. За месяц изоляции они перепробовали разные способы взаимодействия со зрителем: записывали шутки в сторис Инстаграма, проводили трансляции онлайн-концертов, делали прямые эфиры в формате «сет-лист» — ведущий придумывает темы, а комик должен на них импровизировать. Александр Пермяков пришёл к выводу, что для юмора в онлайн-пространстве подходит только последний вариант. Другие формы юмора, по мнению участников объединения «Человек у микрофона», переносятся в онлайн с трудом.

— Это не заменяет живое выступление. Мне кажется, такие форматы можно проводить, но пользы в этом не много. Юмор не работает без эмоций зрителей. Возможно, если твои зрители очень активны и пишут комментарии, то может сработать. Но у нас в ответ была тишина, — признались комики.

Фото из личного архива Александра Пермякова

Отказавшись от онлайн-форматов, белгородские стендаперы переключились на создание аудиоконтента. Александр Пермяков 1 апреля выпустил «Шоу на диване». В нём комик собрал шутки многих участников объединения, а также ответил на вопросы, которые прислали слушатели.

— Мы тогда сидели на карантине ещё совсем мало, и все были включены в деятельность. Сначала родилась идея провести мероприятие на 1 апреля, но когда стало ясно, что это невозможно, то решил сделать хотя бы аудио-передачу. Я сделал это в аудио, потому что так это проще обрабатывать. Даже музыку, которая звучит в начале и конце записи, я просто включал на ноутбуке. Я сам не умею монтировать, а попросить было некого. Поэтому там всё записано с одного дубля, — рассказывает Александр Пермяков.

Соратник Александра по объединению Алексей Щегорцов тоже начал работать с аудио-форматами. Застигнутый пандемией дома у родителей, он решил записать подкаст «Разговор с моей семьёй». В нём он узнаёт, как его родственники относятся к его выступлениям и юмору в целом. 10 апреля появился выпуск с братом комика, скоро выйдет разговор с мамой.

— Подкаст — повод пообщаться с семьёй на темы, которые меня волнуют: о стендапе, о комедии, моей жизни. Я пришёл к выводу, что всегда больше переживаешь о реакции родных, чем стоило бы. В моём случае, они воспринимают мою деятельность довольно хорошо. В этом нет дополнительного давления, ожиданий, — говорит Алексей Щегорцев.

Однако оба комика подмечают, что слушателей у них мало, так как сейчас появилось большое количество контента.

— Все переключились на лучшее, и смотреть что-то среднее стало странно. Все решили смотреть то, что они откладывали. А то, что создаешь ты, сидя на карантине, никто не откладывал уж точно. Сейчас такое время, что происходит много событий и часто меняются ценности и взгляды. В стендапе чтобы написать какую-то шутку, нужно иметь твёрдую позицию. То, что сейчас кажется смешным, завтра вполне может кого-то обидеть. Поэтому с каждым днём всё меньше проектов. И это не только для нас так, а вообще для всех юмористов, — замечает Алексей.

Комики всё же не опускают руки и продолжают делать новые проекты. Например, Алексей Щегорцов собирается выпустить стендап-концерт, записанный дома. Стендапер обещает, что форма этого концерта будет необычной, но пока раскрывает только название «Стендап-концерт для карантина с оркестром».

Изоляция длинной в десятки лет

Центр Актуальной Драмы запланировал гастрольный тур по городам России. В первой половине марта коллектив успел съездить в Тулу и Воронеж со спектаклем «Мама» по пьесе Аси Волошиной. По словам актёров, они собрали полные залы и получили множество тёплых откликов от зрителей. Затем театральная труппа собиралась в Москву и Ростов-на-Дону. Но пандемия отменила эти планы. Режиссёр ЦАД Евгения Скирда объявила актёрам, что некоторые проекты театра откладываются до конца режима самоизоляции. Коллектив с пониманием отнёсся к этой новости и принял отмену большинства спектаклей. Сейчас театр показывает в социальных сетях архивы спектаклей.

— Меня на такое решение побудил поступок Александринского театра. Они решили показать в онлайн-режиме премьеру спектакля «Маузер» греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса. Знаете ли вы, что значит для театра показать онлайн, бесплатно, премьеру, которую они готовили большое количество дней? Я говорю даже не о денежных убытках, а что в принципе странно играть спектакль на пустой зал, грубо говоря, для камеры. Нет обмена энергетикой со зрителями, нет даже ощущения премьеры. И я решила, что, если уж такой прославленный театр идёт на подобные рискованные меры, то мне грех гнушаться этим. И в день театра 27 марта я выложила в открытый доступ запись своего спектакля «Спутники и кометы» по пьесе Романа Козырчикова, — рассказывает Евгения Скрида.

Фото из личного архива Евгении Скирды

Затем актёры стали записывать эфиры в Инстаграме. Такую идею коллективу подала одногруппница Евгении Анна Овчарова, чемпионка Швейцарии по фигурному катанию. Она предложила режиссёру поговорить о том, как развивается современный театр и о творческом пути. Евгении понравился такой формат, и Центр Актуальной Драмы сам начал проводить подобные эфиры. К примеру, 3 мая в 20 часов прошёл прямой эфир с белгородской художницей Анастасией Лукшой. Евгения и Анастасия вместе исследовали феномен Иеронима Босха. Кроме того, что Евгения Скирда написала пьесу под названием «Трио — не дуэт». Евгения рассказывает, что пьеса появилась всего за несколько дней.

— Самоизоляция помогает заглянуть внутрь себя, безусловно. У нас есть время, чтобы сосредоточиться на себе, лучше узнать близких людей, с которыми мы живём. Бешеный режим держит людей в постоянном стрессе. Теперь же мы можем спокойно подумать над тем, что будем делать в жизни дальше. Пьеса появилась за несколько дней. Мысль вызрела, и, конечно, этому поспособствовал режим самоизоляции, — говорит Скирда.

Однако режим повышенной готовности повлиял не только на процесс написания произведения, но и на его содержание. Во-первых, время действия пьесы — незадолго до начала пандемии. Во-вторых, тема самоизоляции становится центральной во всём произведении. Но это не временная изоляция в связи с пандемией, а то сосуществование в четырёх стенах, на которое люди обрекают себя сами.

У персонажей режим самоизоляции длится довольно долго, пару десятков лет, — замечает Евгения Скирда. — Мать и дочь вынуждены жить вместе, а их миры становятся максимально полярными к финалу пьесы. Несмотря на страшное окончание, оно является своеобразным символом краха изоляции. То есть, ты, наконец, вырвалась, вышла из комнаты. Но что потом? Этого не знает никто. И уж, конечно, этого не знаем мы, люди. Россияне, французы, китайцы, американцы. Наверное, осознание того, что твоё будущее максимально туманно и непонятно проходит красной нитью через весь сюжет.

Члены ЦАДа поддержали идею поставить пьесу. Для начала коллектив решил провести читку онлайн. Актёры отрепетировали её в приложении Zoom.

— Это было поначалу очень странно. Ты как будто смотришь фильм, а чувства героев разгадать не можешь. Но потом мы привыкли. Оказалось, что театр живуч, пластичен и может существовать в любых обстоятельствах. Другой вопрос — популяризация такого театра. Я за обмен живыми эмоциями и впечатлениями, — говорит руководитель театра.
Актёры провели читку с помощью трансляции ВКонтакте. Они объявили сбор донатов, так как у многих актёров театра финансовые проблемы из-за карантина: одни работают в сфере общественного питания и лишились части дохода, другие совсем остались без работы. Однако денег коллективу никто не скинул. Евгения шутит, что, возможно, их смотрят такие же безработные актёры, которые не в состоянии прокормить даже себя.
Полноценную постановку по пьесе «Трио — не дуэт» Центр Актуальной Драмы хочет показать осенью. Коллектив надеется, что к этому времени режим самоизоляции уже окончательно завершится.

Орган в YouTube

Белгородская филармония закрыта для зрителей, но не для артистов. Для сольных исполнителей здесь сделали исключение и разрешили репетировать. Музыканты, которые согласились под свою ответственность посещать филармонию, написали специальное заявление о том, что будут соблюдать дистанцию и правила дезинфекции. На входе в филармонию стоит санитайзер, который должны использовать все, кто входит в учреждение. По зданию необходимо передвигаться только в масках, а в аудитории заниматься по одному человеку. Именно так последний месяц работает органист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин.

Артист говорит, что, несмотря на отмену гастролей, жизнь его не сильно изменилась: он по-прежнему приезжает в филармонию и репетирует. Для этого стало даже больше возможностей. Органист может проводить в зале сколько угодно времени: приезжает после полудня и занимается до ночи. На репетициях Тимур Халиуллин готовится к предстоящим онлайн-концертам. Ближайший из них — «Романтика органа», который состоится 7 мая в 19 часов. Этот концерт снимет целая бригада профессионалов: операторы, режиссёр, специалист по свету.

Фото из личного архива Тимура Халиуллина

— Со мной провести трансляцию очень легко. Я мобильный и могу сам провести свой концерт, справившись полностью в одиночку. Орган и я — этого достаточно, чтобы представить в трансляции полноценную программу. Конечно, задействованы специалисты. Но бригада из пяти человек может создать полноценную онлайн-программу, — говорит Халиуллин.

Органист не ограничивается теми проектами, которые он делает вместе с филармонией. Он и сам проводит прямые эфиры. Последним из них стала экскурсия внутрь органа. В ближайшее время Тимур Халиуллин планирует сделать трансляцию, где будет отвечать на вопросы и даже играть то, что попросят зрители. Ещё одним способом общения со зрителями стал YouTube-канал музыканта. Артист завёл его в 2011 году, только начав работать в Белгородской филармонии. Год назад канал взломали, восстановить его получилось только на карантине.

— Вот ещё один плюс самоизоляции: у меня появилось время восстановить свой взломанный и заблокированный YouTube-канал. Чтобы это сделать, мне пришлось много переписываться с командой YouTube в Америке. Это очень долгий процесс. Сначала мой канал восстановили частично: видео не попадали в общий просмотр, но я мог публиковать их и делиться ссылкой. И вот буквально сейчас, на карантине, я полностью восстановил все функции YouTube. У меня даже возобновилась монетизация, и, соответственно, появился небольшой доход оттуда, — добавляет музыкант.

Иногда на канале появляются нарезки с трансляций концертов Тимура. Однако большинство видео музыкант создаёт сам. Органист освоил программу монтажа, купил подходящий компьютер и качественный рекордер, который подходит для записи органной музыки. Халлиулин рассказывает, что ставит микрофон прямо под потолком, именно там лучшая точка для слияния органных обертонов. Одна камера снимает крупную картинку, другие — ноги и тело вблизи. Затем отдельно записывается лицо, трубы органа вблизи. После того, как всё отснято, Тимур накладывает записанную звуковую дорожку. Музыкант при этом считает, что отснять выступление проще, чем подготовиться к нему.

— Самое сложное — это контент. Для меня трудней всего выбрать, что играть, а потом выучить и качественно исполнить. На это уходят месяцы. Например, чтобы записать «Полёт валькирий» Вагнера, я учил его три недели: без остановки, безвылазно, благо на карантине никто меня не отвлекал. Целыми днями: в 2 часа приду, в 10 часов — ухожу. И только затем в конце надел костюм, включил свет, записал пять ракурсов. Потом в течение суток, не торопясь, монтировал. Иногда и монтаж может занимать больше суток, я всё-таки не профессионал. Но большая часть времени уходит на заучивание, — делится опытом органист.

Сейчас Тимур готовит для YouTube-канала несколько новых произведений на рояле. Кроме того, он репетирует выступления к онлайн-концерту 7 мая и программу «Рок на органе», которая состоится 14 мая. В конце месяца, 27 мая, Халиуллин поучаствует в концерте-лекции Натальи Гирявенко и сыграет на закрытии сезона 29 мая.

Мила Витива

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

«Что за трек?». Белгородский драмтеатр имени Щепкина [второй выпуск]

«Что за трек?». Белгородский драмтеатр имени Щепкина [второй выпуск]

«​Мы есть и мы будем о себе заявлять». Блиц-интервью с Евгенией Скирдой, которая открыла в Белгороде независимый театр «​Центр Актуальной Драмы»

«​Мы есть и мы будем о себе заявлять». Блиц-интервью с Евгенией Скирдой, которая открыла в Белгороде независимый театр «​Центр Актуальной Драмы»

«Ночь, ролики, орган, соцсети». Мы провели день с органистом Белгородской филармонии Тимуром Халиуллиным

«Ночь, ролики, орган, соцсети». Мы провели день с органистом Белгородской филармонии Тимуром Халиуллиным

«Один человек на сцене». Комик Илья Якямсев о том, как делать стендап в регионах и переехать в Москву в 40 лет

«Один человек на сцене». Комик Илья Якямсев о том, как делать стендап в регионах и переехать в Москву в 40 лет

​В Белгороде пройдёт «Неделя европейского джаза»

​В Белгороде пройдёт «Неделя европейского джаза»

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в апреле

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в апреле

«Мы приехали в Россию и увидели очень дружелюбных людей». О чём рассказали американские музыканты на первом симфоническом опен-эйре

«Мы приехали в Россию и увидели очень дружелюбных людей». О чём рассказали американские музыканты на первом симфоническом опен-эйре

В Белгороде завершился «Ривьера Open Air-2017»

В Белгороде завершился «Ривьера Open Air-2017»

В Белгороде впервые выступил театр «Кремлёвский балет»

В Белгороде впервые выступил театр «Кремлёвский балет»

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко

Клоунада под аккомпанемент виолончели. Как французы на BelgorodMusicFest показывали спектакль DUEL. Opus 3

Клоунада под аккомпанемент виолончели. Как французы на BelgorodMusicFest показывали спектакль DUEL. Opus 3

«Час обучения вокалу дешевле чашки кофе!». Интервью с девушкой, которая открывает в Белгороде свою школу вокала

«Час обучения вокалу дешевле чашки кофе!». Интервью с девушкой, которая открывает в Белгороде свою школу вокала

Человек-паук сыграл на органе в белгородской филармонии

Человек-паук сыграл на органе в белгородской филармонии

Кугиклы, маримба, кахон. На чём играют музыканты белгородской филармонии?

Кугиклы, маримба, кахон. На чём играют музыканты белгородской филармонии?

В Белгороде прошёл отчётный концерт школы органной музыки Тимура Халиуллина

В Белгороде прошёл отчётный концерт школы органной музыки Тимура Халиуллина