В мире (не)равнодушных

В мире (не)равнодушных

Как перенести хату с края в центр

Наше историческое наследие причудливо сплетает в себе противоречивые послания, которые становятся внутренними установками отдельных людей. С одной стороны: «Вперёд, на баррикады!», «Догоним и перегоним!», «Сто норм», «Каждая кухарка может управлять». С другой стороны: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «маленькому человеку безопаснее жить».

Если говорить о психологических терминах, то здесь мы подходим к понятиям социальной активности и социальной пассивности.

Мир равнодушных

Наше социальное взаимодействие с другими и действительностью начинается сразу за дверями нашего дома. Как только мы оказываемся на улице, в магазине, в кафе, мы становимся участниками общей картины бытия.

Помню, как я наблюдала на автобусной остановке такую картину: мальчик лет пяти поглощал одну за другой конфеты и размашисто бросал фантики на асфальт. Они падали, как цветной снег, и вокруг ребёнка вырастал небольшой пёстрый сугроб. Мама малыша в это время жевала жвачку и задумчиво взирала куда-то вдаль. Вот здесь их активность наглядно выражает социальную пассивность. То есть, показывает равнодушие, безразличие к нуждам окружающих и направленность исключительно на личные интересы.

Социально пассивные люди не хотят брать на себя ответственность за что-либо, они инертны, отстранены и безынициативны. Часто они могут быть тревожными или ленивыми. Это такие дети в теле взрослых, которые не знают, что делать в большом мире. Такие люди не бросятся помогать на улице человеку, на которого напали хулиганы, промолчат при принятии важного решения на общем собрании, включат погромче телевизор, когда за стеной кричит женщина, которую возможно, избивает муж.

Они живут по модели «моя хата с краю» — тихо и безучастно. Они могут стать диванными «воинами», обвиняя соседа, врача, чиновника, правительство, инопланетян во всех своих неудачах. Но стараться менять что-либо тоже не станут. И вот я предлагаю сейчас представить, что мы все стали такими и живём в мире равнодушных, молчаливых, навсегда ушедших в себя людей. Как вам? Мне лично страшно и холодно.

Стать автором жизни

То, какими мы станем в отношениях с социумом, очень сильно зависит от этого самого социума. И, в первую очередь, от самых значимых групп, через которые мы познаём мир — от семьи, детского сада, школы. Именно там мы наблюдаем действия и бездействия в ответ на какую-то ситуацию. Именно там нас учат, на каком языке говорить с миром.

Тут снова можно вспомнить того мальчика с фантиками. У него ещё нет представлений о правилах и нормах. Он берёт их из семьи, значит его мама показывает ему именно такую конкретную норму: на улице можно мусорить.

Впрочем, если вы уже стали взрослым, но ваши способы жить кажутся вам неэффективными, вы сами вполне способны «переформатировать» их. Я не буду говорить пафосных слов вроде «жить во благо общей идеи», «стремиться к гармонии с обществом». Эти слова слишком затёрты и потому теряют истинный смысл.

Я обозначу позицию человека, который уверен, что от него в любой ситуации что-то зависит, что он может что-то менять в этой реальности, что у него есть право голоса. Такой человек становится автором своей жизни, и через это автором того, что происходит вокруг него.

Шаги по Лао Цзы

Разумеется, любая активная позиция подразумевает действия и инициативу. Масштаб действий не обязательно должен быть глобальным. «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага», — писал Лао Цзы. И мы, решив быть автором и активным участником бытия, тоже можем делать небольшие, казалось бы, шаги:

  1. Начать ухаживать за местом, в котором вы живёте (или хотя бы не загрязнять его). Придомовой участок, подъезд — территории, которые могут быть обшарпанными и грязными. Их же можно сделать уютными и радостными. Я видела подъезды, в которых на стенах нарисованы красивые рисунки, а на подоконниках стоят цветы в горшках.
  2. Соблюдать культуру на дорогах, когда вы в роли водителя и в роли пешехода. Здесь можно занять позицию «Не, ну а чё они?», ведь известно, как у нас любят ездить с ветерком, немотивированным включением сигнала и попутным обложением русским матерным тех, кто «мешает». Есть вариант не вливаться в ряды таких водителей, а начать ездить вежливо: не подрезать, пропускать других, соблюдать скоростной режим, не включать музыку так, чтобы её слышало полгорода. То же касается пешеходов, которые норовят перескочить дорогу в неположенных местах или вышагивают по нерегулируемым пешеходным переходам с видом «и пусть весь мир подождёт».
  3. Участвовать в политической жизни настолько, насколько это кажется вам эффективным. Ходить на выборы и общественные слушания, подписывать петиции.
  4. Участвовать в жизни каких-либо групп, в которых принимаются решения насчёт вашей работы, учёбы детей. Опять же здесь речь идёт о собраниях на работе, в детском саду, в школе. Вы можете не просто отсиживаться в подобных местах, а высказывать свое мнение, в зависимости от своих взглядов делать или не делать то, что решают другие. Например, вы можете решать, сдавать ли деньги на ремонты, на которые регулярно добровольно скидываются родители.
  5. Стать благотворителем. Здесь опять же все зависит от ваших взглядов на жизнь, предпочтений и того, сколько и чего вы готовы жертвовать. Для кого-то репосты объявлений о сборе денег на лечение или пропаже человека в социальных сетях — это верхний порог активности. Другой — сам будет делать переводы, пойдёт отдавать вещи в ночлежку, привезёт корм в приют для собак, соберёт группу, чтобы очистить ближайший заброшенный сквер.

Ну, вот, шаги прописаны, примеры приведены. И это моя социальная активность. А вам самим выбирать, какими быть и как ими быть.

Вероника Малова

Ещё больше колонок психолога Вероники Маловой

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Кто идёт стрелять в одноклассников?

Кто идёт стрелять в одноклассников?

Про мотивацию, материнство и «диких родителей»

Про мотивацию, материнство и «диких родителей»

«По телефону консультировать не будем». Как мы проверяли работу психологической службы НИУ «БелГУ»

«По телефону консультировать не будем». Как мы проверяли работу психологической службы НИУ «БелГУ»

Другой — значит мишень

Другой — значит мишень

«Абсолютная свобода или кризис любви?». В Белгороде обсудили связь свободы и любви и возможный кризис последней

«Абсолютная свобода или кризис любви?». В Белгороде обсудили связь свободы и любви и возможный кризис последней

Белгородские учёные придумали, как замерить стрессоустойчивость с помощью гончарного круга

Белгородские учёные придумали, как замерить стрессоустойчивость с помощью гончарного круга

Эксперты попытались выяснить процент благополучных россиян с помощью «зефирного эксперимента»

Эксперты попытались выяснить процент благополучных россиян с помощью «зефирного эксперимента»

Читатели «Фонаря» рассказали, как борются с профессиональным выгоранием

Читатели «Фонаря» рассказали, как борются с профессиональным выгоранием

Белгородцы могут получить бесплатную психологическую помощь

Белгородцы могут получить бесплатную психологическую помощь

Выносить нюдсы из избы. Рассказываем о секстинге в Белгородской области

Выносить нюдсы из избы. Рассказываем о секстинге в Белгородской области

Мир тревоги. Почему мы беспокоимся и как с этим справиться

Мир тревоги. Почему мы беспокоимся и как с этим справиться