Жить с культом силы

В последнее время в публичное пространство на региональном и федеральном уровне вышло несколько историй, в основе которых лежит культ силы, но силы в отношении человека, находящегося в слабой позиции. Это точно культ силы?

Культ силы, если его воспринимать как одну из «скреп», на мой взгляд, должен базироваться на подтверждении его если не с превосходящим по силе, то, по крайне мере, не уступающим противником. Тогда и «сила в силе», и уважение тоже есть.

Если же культ строится на унижении слабого, человека, который изначально не может ответить, потому что со шваброй внутри не сильно тянет отвечать, то это уже культ запугивания, а не силы. В избиении заключённых, надевании в суде кандалов на ноги подозреваемого, хвастовстве, что тебе и твоей семье можно то, что другим нельзя, я не вижу подтверждения культа силы, раз уж его сейчас включили в число «скреп».

В верховенстве закона, равного ко всем, — вижу. Когда наказание соответствует проступку или преступлению — вижу. Когда каждый понимает, что его может настигнуть расплата и возмездие за его поступки, — вижу. Когда политик знает, что лишится поста, если продемонстрирует неуважение к законам родной страны, — вижу. Когда в городе N во время эвакуации представители одного ведомства не эвакуируются первыми, так как у них приказ «сохранить личный состав», а помогают вывезти инвалидов и стариков, не перебрасывая эту задачу на чиновников во главе с мистером Ж. — вижу.

Но это же моя проблема, да, что я вижу и считаю именно так?

Если человек решил повредить какую бы то ни было инсталляцию, он должен понимать, что его ждёт наказание, но наказание, соразмерное сделанному: восстановить за свой счёт и, например, год жизни отдать на исправительные работы — драить эту инсталляцию до блеска, чтобы такое наказание видели другие и понимали, что их может ждать тоже самое. Чтобы наказание несло профилактическую цель, но не уничтожало человека как личность, превращая его в униженного и забитого, которому жизнь не мила. Вряд ли уничтожение личности поможет исправлению человека.

Сегодня у нас ругают либеральные ценности, будто все они только про секс с людьми своего пола и прочие подобные вещи, хотя верховенство права и закона — это как раз оттуда. И лично мне сложно найти аргументы, что плохого в обществе, где закон един для всех, и каждый гражданин ощущает, что живёт в правовом государстве.

Если человек/общество понимает, выбирает и принимает «культ силы» — это его выбор. Это факт, неважно, как и кто его оценивает. Плохо, если этот культ начинает базироваться совсем на других установках. Какой бы проступок не совершил человек, он заслуживает наказания по закону, а не по понятиям. Он заслуживает негативных оценок сделанного, но не выбивания нужной версии произошедшего через пытки и унижения, не взирая на то, как было на самом деле. Это, на мой взгляд, и есть признак сильного государства. Хотя другие скажут, что это «либеральная... (вставьте подходящую инвективу сами)».
Андрей Маслов

Читать другие колонки главного редактора «Фонаря»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

12 разгневанных комментаторов. «Когда же вас уже закроют?»

12 разгневанных комментаторов. «Когда же вас уже закроют?»

12 разгневанных комментаторов. «Гоняетесь за хайпом и не разбираетесь в том, о чём пишете»

12 разгневанных комментаторов. «Гоняетесь за хайпом и не разбираетесь в том, о чём пишете»

12 разгневанных комментаторов. «Хочу посмотреть, кто поставил на новость этот смеющийся смайлик?»

12 разгневанных комментаторов. «Хочу посмотреть, кто поставил на новость этот смеющийся смайлик?»

Зачем партии принимать этические нормы?

Зачем партии принимать этические нормы?

Город — единство непохожих. И его надо любить

Город — единство непохожих. И его надо любить

Я этого страшно боюсь! Что делать?

Я этого страшно боюсь! Что делать?

Отбирают право на помощь?

Отбирают право на помощь?

12 разгневанных комментаторов. Почему интервью с пиарщиком может стать плохой идеей

12 разгневанных комментаторов. Почему интервью с пиарщиком может стать плохой идеей

Вакцины, грехи и аутизм. Почему ложные утверждения могут привести к разрушительным последствиям

Вакцины, грехи и аутизм. Почему ложные утверждения могут привести к разрушительным последствиям