— Активную фазу этой работы мы начали с мая (2015 года — прим. ред.) и ведём шесть месяцев. Первоначально мониторинг вёлся в отношении молочной продукции, по экспертным оценкам именно эта продукция наиболее подвержена фальсификации. Мы проверяли сыры и сливочное масло. Дальше наш спектр расширился — мы перешли на мясную продукцию, также начали проверять на соответствие заявленному качеству мясные и овощные консервы. Дальше включили в проверки и мёд. В итоге у нас мониторится практически весь спектр основных групп товаров. Совместно с федеральными структурами и ассоциацией «Качество жизни» мы проводим порядка 130 проверок в месяц. Сегодня результаты уже значительно лучше, чем в мае, но это не повод для самоуспокоения, — рассказал начальник управления развития потребительского рынка департамента экономического развития Белгородской области Владимир Зубов.
Чиновник объяснил, какие методы используются, что помешать людям покупать некачественную продукцию.
— Выявлен ряд злостных нарушителей, которые систематически занимаются производством фальсификата. Но действующее законодательство несколько лояльно к их выявлению и наказанию, под это должна подводиться серьёзная законодательная доказательная база. Мы считаем своим долгом информировать общественность о том, что какое-то предприятие производит некачественную продукцию, и при выборе продукта эта информация может сыграть решающую роль. Мы хотим выбить у этих производителей рынок, чтобы люди просто сторонились этой продукции. Это будет самый большой ущерб, который мы можем им нанести — создать негативное отношение к таким производителям. Создание отрицательного имиджа страшно для них, они бывают в бешенстве от этого.
«Всего за это время проведено 678 проверок. В мае — 75 проверок, в июне — 105, в июле — 140, в августе порядка 100, в сентябре — 130, в октябре 132. По выявленным фактам: в мае 47, в июне — 60, а в октябре уже 24. Показатели снизились. Это говорит о том, что ряд производителей просто ушли с рынка».
— Некоторые увидели негативное отношение и сами перестали завозить продукты. Большую работу провёл Роспотребнадзор: они обращались в территориальные органы, и были случаи, когда у производителей отзывали знак качества, таким образом лишали его права выпускать данную продукцию. За это время было изъято 35 тонн продукции, из них молочной — 25 тонн. Потом по убывающей — мясная продукция, мёд. Что-то из этой продукции уничтожают, а что-то изымают из реализации и возвращают производителям. Но больше возвращают. Решения об уничтожении продукции или о возврате принимает суд.
«Белгородские производители за этот период ни разу не вошли в число тех, у кого найдены фальсификаты. Я предвижу некие сомнения, некий скептицизм, но я объясню, почему это происходит. Когда иногородний производитель заходит на чужой рынок, он ведёт себя довольно агрессивно. И одним из способов агрессивной политики завоевания покупателя является ценовая политика, то есть демпинг по отношению к традиционным местным производителям. И чтобы это сделать, как правило, пришлые поставщики продукции начинают упрощать технологию, вводить разную систему добавок, чтобы уменьшить себестоимость продуктов. На этом мы их и ловим. А нашим производителям не нужно завоёвывать рынок, у них есть традиционные покупатели. Им не нужно рисковать своим именем на своей территории, к тому же, эти нарушения на местах очень жёстко караются».
— Самые распространённые ухищрения, которыми пользуются производители: в молочных продуктах (масло, сыры) — замена животного жира на растительный, в мясных консервах — изменение стандартного соотношения мяса и жира, или есть ещё один вариант — сохранить соотношение, но заменить состав мяса (обычно это шкурка, субпродукты). Если это колбасные изделия, например, сосиски, то может быть сделано увеличение по влаге. Влаги больше — вес больше. Получается, что воду продают по цене мяса.
По словам Владимира Зубова, в регионе задумались об ограничении использования моющих средств, в составе которых есть фосфаты.
— У нас есть ещё одна серьёзная задумка, которую мы хотим реализовать в области. Нас очень беспокоит ситуация с синтетическими моющими средствами, потому что в состав всех этих средств входят фосфаты, и их содержание там довольно высоко. В ряде стран есть ограничения по фосфатам. У нас производители действуют в рамках законодательства. И, с одной стороны, фосфаты отстирывают загрязнения и отбеливают вещи, но от них могут быть серьёзные негативные последствия для здоровья человека. Их практически невозможно выполоскать из белья. Вода с этим веществом попадает в реки и способствует размножению сине-зелёных водорослей, и водоёмы приходят в негодность. Мы озаботились тем, что можно использовать взамен фосфатов и синтетических моющих средств. Есть ведь и другие моющие средства. Хотелось бы, чтобы у потребителя всегда была возможность выбора. Возможно, Белгородская область возьмёт курс на органические моющие средства. Это было бы хорошо. Мы часто бываем самыми первыми в стране, начинаем хорошие вещи, а потом это подхватывается и тиражируется, распространяется на всю страну.