— В деревне получилось и сейчас
получится! — объяснял 73-летний кандидат
Юрий Волков секретарю местного отделения
«Единой России» Татьяне Коневой. Он
говорил про свою презентацию, которая
непременно должна была синхронно
сопровождаться видео и музыкой. Конева
терпеливо объясняла, что так не получится.
Места рядом заняли президент торгово-промышленной палаты региона Валерий Скруг и замгубернатора Сергей Боженов. Разобравшись с Волковым, Конева подошла к фаворитам праймериз и объяснила, что в случае превышения лимита времени выступления она подаст знак негромким, но достаточно слышимым покашливанием: «кхе-кхе» — продемонстрировала она.
Поднявшись на сцену, секретарь местной ЕР заявила, что в регионе зарегистрировано 29 участников праймериз, и представила шестерых из них, пришедших на встречу в доме профсоюзов. Представление прошло без должностей — «исходя из принципов конкурентности, открытости и легитимности».
— Те, кто в офисах сидят, не могли вместо нас посидеть? — возмущалась преподаватель в четвёртом ряду. Одна из коллег в ответ призналась, что даже тетради учеников взяла с собой на встречу и готова начать их проверять, если будет совсем скучно.
Началось всё действительно так: предприниматель Андрей Беляев выступал первым, говорил, как и на дебатах, практически без интонаций. Смысл его выступления, на которое по правилам давалось десять минут, сводился к поддержке импортозамещения, малого бизнеса, развитию образования. Вместе с тем Беляев призвал привлекать больше иностранного капитала в страну, а для этого — сильнее бороться с коррупцией и административными барьерами.
— Активнее использовать опыт наших соседей, таких, как Китай, — призвал предприниматель, имея в виду развитие производственного сектора страны.
Он говорил о механизации тяжёлого человеческого труда, законодательном закреплении научных разработок, снижении долговой нагрузки малых предприятий, доступности кредитов. Выступление Беляева коснулось всех важных тем, но конкретных предложений было немного.
Педагоги с четвёртого ряда тем временем обсуждали свои проблемы.
— Я и не выговорю это, — задумчиво делилась с соседями учительница, держа листик с вопросом одному из кандидатов.
Остальные убеждали её, что она сможет.
— В нашей огромной стране ещё много нерешённых проблем. Принимая правильные решения, действуя в интересах граждан, мы сможем быть уверены в будущем России, — как из автомата сыпал словами предприниматель, не особо заботясь об интонациях и логических паузах.
Конева поинтересовалась, есть ли вопросы к Беляеву. Их не было.
— Затронут серьёзный экономический блок, может, есть вопросы, — сделала ещё одну попытку секретарь.
Вопросы так и не появились.
На сцену поднялся экс-мэр Белгорода Сергей Боженов.
— Добрый день, милые моему сердцу жители города Белгорода, — обратился к аудитории замгубернатора, отметив, что в зале находятся «его коллеги, знакомые, — значит, единомышленники».
Боженов заявил, что Россия находится в «тяжелейшем состоянии внешнеэкономических санкций и внутриполитических проблем», потому седьмой созыв Госдумы должен быть качественным и работоспособным. Кандидат говорил, почти не посматривая на шпаргалку. Его тезисы не были новыми — Боженов напомнил о необходимости изменений в экономике, 20 процентов которой по плану белгородских властей должна занимать инновационная. Хорошим примером инноваций замгубернатора назвал полёт Юрия Гагарина в космос.
Отдельно Боженов остановился на ЖКХ и здравоохранении.
— Здесь такое количество проблем, которые не понимают как решать, откуда они образовались. Я глубоко убеждён, что Игорь Владимирович (Волабуев, участник праймериз — прим. ред.) — специалист, как он говорит, классный, и это действительно, наверное, так, он предлагает какие-то конкретные решения этих направлений. Вместе с тем они вытекают из другого, — пока люди не поймут, что они хозяева своего жилья, толку не будет, — заявил кандидат, добавив, что все проблемы начались, «когда человек отдал полномочия управляющей компании».
— Я, будучи мэром Белгорода, активно проводил политику в этом вопросе — убрать управляющие компании с рынка, оставить сервисные компании и сделать товарищества собственников жилья, — уточнил Боженов.
Ещё более конкретно экс-мэр высказался о здравоохранении: «Врач перестал сострадать, перестал думать о людях — он стал думать о своём кармане».
Другой проблемой, по мнению замгубернатора, является нынешняя система, при которой лечат уже больных, а надо — ещё здоровых, чтобы они не болели. «Не годится, что в нашей стране продолжительность жизни сейчас около 70 лет», — объяснил кандидат.
Последнюю минуту выступления Боженов посвятил себе.
— Мне 58 лет. Я имею два высших образования, я кандидат социологических наук, прошёл путь от секретаря комсомола завода до заместителя губернатора. Пять лет работал мэром Белгорода, хотя 14 последних лет работал заместителем у Голикова Георгия Георгиевича и Потрясаева Василия Николаевича — поэтому всё, что сделано хорошего, и всё, что я не сделал плохого, — (за всё это — прим. ред.) лежит ответственность на мне. Мою работу вы видите — она не в словах, а в конкретных делах. Я женат, у меня двое взрослых дочерей, они тоже замужем, подарили мне внука и внучку. У меня есть собака, две кошки. Я люблю город Белгород!
Громкие аплодисменты прервал директор лагеря «Салют» Шебекинского района Андрей Дубина, ещё один участник праймериз.
«То, что у нас говорится о словах и делах... Говорится, что детей надо оздоравливать, ограждать от болезней, но, с другой стороны, лагеря закрываются, их становится всё меньше. Наш лагерь, не знаю, откроют в этом году или нет. И ещё один вопрос — дети спрашивают: будет работать лагерь или нет?» — обратился он к Боженову.
— Белгородцы знают, что когда пять лет назад я пришёл, то первым делом поехал в пионерские лагеря, и их посносил. На протяжении последних пяти лет сделал хорошие, добротные, пионерские лагеря. Что касается лагеря «Салют», я причастен к его закрытию. Я лично пошёл к губернатору и сказал, что лагерь надо закрыть, — поэтому в вашей судьбе я, можно сказать, лично виноват.
Боженов осёкся.
— Не виноват… А принимал участие, — уточнил формулировку экс-мэр.
Он объяснил, что условия «Салюта» не позволяют детям там отдыхать. «Мы в этом году могли там людей довести до смерти, — откровенничал замгубернатора. — Существовать таким лагерям и отправлять туда детей я не позволю».
Кандидат добавил, что директор тоже виноват в таком положении дел, но скоро он с ним встретится и поговорит о дальнейшей судьбе лагеря.
Мужчина из второго ряда захлопал Боженову. Один.
— Андрей Николаевич, вы согласны, что я поступил правильно? — обратился кандидат к директору.
— Я не согласен с одним только — вы сказали, что деньги не вкладывали долго, а «виноваты вы» (директор — прим. ред.), — ответил Дубина.
— Я же тоже виноват, — грустно улыбнулся Боженов.
Следующий кандидат, директор Ассоциации жилищных организаций Белгорода Игорь Волабуев, говорил так громко, что некоторые к концу его выступления закрывали уши. Он рассуждал о пополнении бюджета страны через развитие промышленности, отмечая, что в последнее время национальный капитал рос, в основном, благодаря продаже нефти и газа.
— Ввиду последних мировых событий, санкционной политики, снижения стоимости нефти, ограничения поставок некоторой высокотехнологичной продукции, в нашей стране наблюдается кризис, — анализировал Волабуев. При этом, по его словам, за счёт снижения курса рубля российская продукция «достаточно конкурентоспособна» на мировом рынке, и это надо использовать.
«Если мы будем создавать государственные программы и откажемся от экономики роста цен и акцизов, то многие экономики мира станут зависимы от наших товаров — так, как сейчас наша экономика зависит от их продуктов».
Волабуев предложил разделить бизнес на торговый и промышленный и представил ещё несколько шагов к светлому будущему. Кандидат продолжал философствовать.
— Что такое торговая точка? Это место изъятия денег у населения и передачи большей части этих денег за границу на приобретение иностранных товаров, — заявил директор Ассоциации жилищных организаций города.
Второй темой его выступления стало ЖКХ — «самая проблемная тема, вызывающая больше всего жалоб населения».
— По мнению специалистов, работающих непосредственно на местах в предприятиях жилищно-коммунального комплекса, системные проблемы в сфере ЖКХ вызваны тем, что законодатели не до конца понимают то, как будут реализовываться нововведения на практике, — отчеканил кандидат.
Поэтому Волабуев посчитал своим «гражданским долгом» предложить решения некоторых проблем в концепции развития ЖКХ в России: установить минимальный КПД при работе энергетических установок, упростить процедуру проведения общих собраний, прекратить нецелевое использование средств на капремонт и обслуживание домов и другое.
— Здравствуйте, товарищи-белгородцы, и те, кто прибыли с других республик, — я очень многое знаю в моём доме, подъезде, постоянно прибывают люди с севера, востока… Кто меня в зале знает? Я Волков Юрий Михайлович! — начал с интерактива самый пожилой российский кандидат праймериз.
Руку никто не поднял.
— Никто? Раз никто, то я расскажу…
Следующие десять минут Юрий Михайлович посвятил Армении, откуда он родом, воспоминаниям и рассказам из жизни. Зал зашумел, потеряв внимание к сцене, — Коневой даже пришлось напомнить, что каждый кандидат вправе представлять себя как хочет, и надо проявить уважение к пенсионеру.
Следующий кандидат, президент торгово-промышленной палаты региона Валерий Скруг, напомнил, что подобные партийные выборы проводятся впервые в истории России: «Надеюсь, здесь все активные собрались и придут в мае на участки».
Скруг сделал отсылку к выступлению Боженова, который сказал, что Россия переживает тяжёлые времена.
— Сейчас санкции, антисанкции, идёт травля по средствам массовой информации. Надо показывать учителей, врачей, людей труда, а, к сожалению, показывают кого? Убил, украл, отнял, кровь на экране — к сожалению, это во многом ещё делается за государственные деньги, и на федеральном уровне надо будет уделить этому внимание, — заявил депутат облдумы.
После рекламной паузы, посвящённой «Белэкспоцентру», Скруг начал перечислять свои достижения в общественно-политической сфере.
— Скажите, вы гордитесь, что вы белгородцы?! Значит, мы в областной думе что-то правильно делаем, — установил связь кандидат и напомнил о собственной причастности к законам о газификации и индивидуальном жилье.
Скруг рассказал, что когда стал депутатом Госдумы пятого созыва, он подписал законопроект о промышленной политике: «Если мы не сойдём с сырьевой иглы, если реальный сектор экономики не будем развивать, у нас ничего не получится».
— Как депутат должен уметь отрабатывать интересы области? Идёт «Правительственный час», выступает Голикова и говорит, что есть выделенные денежные средства на медицину. «Хорошо их освоили Белгородская область, ещё пять областей, а вот те, те и те не осваивают». Тогда мы с Георгием Георгиевичем (Голиковым — прим. ред.), Светланой Васильевной (Хоркиной — прим. ред.) попросили привести нас к Голиковой и говорим: «Дайте нам денег». Она: «Ну, в принципе можно», — на этом примере кандидат показал «одну из главных задач депутата» — защищать интересы области в Москве.
Предприниматель Владислав признался, что знает Скруга как человека, у которого «болит сердце за бизнес», и спросил кандидата, что можно на федеральном уровне поменять в отношениях полиции, бизнеса и чиновников. А затем снова поблагодарил депутата от белгородских предпринимателей за его работу «на благо бизнеса» и добавил ещё благодарность от лица профсоюза.
— Я надеюсь, это не заготовленный вопрос, — засмеялся депутат, поблагодарил предпринимателя и с чувством выполненного долга не ответил на сам вопрос.
Студент НИУ «БелГУ» Александр Приходько поинтересовался, какой Скруг видит Россию через десять лет, «учитывая внешнеполитическую ситуацию и информационную политику».
— Прежде всего, я вижу нашу страну сильным государством. Во-вторых, объединённым с Белоруссией и Украиной. В-третьих, если брать информационную политику, это надо пережить. Слабого никогда никто не критикует — только тех, кто сильный и может дать сдачи. Дали пару раз сдачи — недовольны.
Отдельно Скруг остановился на Украине, отметив, что никто в руководстве этой страны по национальности вовсе и не украинец. «Внешне масонское управление», — резюмировал кандидат, сорвав аплодисменты.
Представляясь, последний кандидат, специалист департамента строительства и транспорта Белгородской области Людмила Скрынникова, продолжила традицию говорить о животных и представила своего попугая Кешу. Она говорила о развитии сети поликлиник, обеспечении жильём молодых семей и ветеранов.
— Считаю возможным введение налога на роскошь и иностранную недвижимость. Необходимо сравнять минимальный размер оплаты труда и величину прожиточного минимума, а также разработать государственный тариф заработной платы, — говорила Скрынникова.
По её словам, жильцы домов должны сами решать, будут ли пенсионеры освобождены от оплаты капремонта; при проведении капремонта обязательно нужно присваивать дому класс энергоэффективности; также необходимо проводить общественную экспертизу при выделении грантов на поддержку предпринимательства.
Кандидат заявила, что депутат Госдумы ежегодно должен отчитываться перед своими избирателями, и попросила проголосовать за неё в мае.
— Людмила Вячеславовна, вы такое говорите! Такой вопрос к вам: от аэропорта на каком расстоянии можно строить высотки? — словно студентка Тимирязевской академии спросил кандидат Юрий Крылов у Скрынниковой.
— К сожалению, наша схема развития и транспортного, и жилищного строительства Белгорода велась соответственно старым градостроительным документам. Сейчас у нас разрабатывается новая документация, но здесь тоже нужна федеральная поддержка. Я согласна с Вами, конечно, — по существу не ответила на вопрос кандидат.
— Ну скажите! Чтобы люди знали! — просил конкретики Волков.
Ответа не было.
— Всё понятно… — махнул рукой пенсионер.
— К сожалению, это бизнес. Здесь надо привлекать проверяющие структуры. Чего греха таить: некоторые частные предприниматели, не имея документов на руках, самовольно захватывают строительство. Здесь надо прокуратуру подключать.
— Прокуратура только в этом году работать начала, — не унимался Волков.
— Площадка предварительного голосования — это не место для огульных обвинений, — вступила в полемику Конева и завершила прения.
Вопрос студента БГТУ им. Шухова, прочитавшего по листу: «Как вы смотрите на развитие малого бизнеса молодёжи?», явно куда больше вписывался в формат площадки. При этом он совершенно не относился к выступлению Скрынниковой — о малом бизнесе она не сказала ни слова.
— Естественно, положительно, — заявила кандидат, будто могла ответить что-то другое.
На выходе из дома профсоюзов директор лагеря «Салют» Андрей Дубина делился последними новостями по телефону. «„Мы ищем пути“, — сказал, и всё такое. Открывать точно не будут. А так… ушёл от ответа», — подвёл итог речи Боженова кандидат.