В конце мая на заседании горсовета в Белгороде
намерены рассмотреть изменения в
принятые в 2016 году правила аккредитации
для журналистов. Эти изменения, по словам
депутата Оксаны Владимировой, нужны,
чтобы актуализировать принятое три
года назад положение из-за изменения наименования законодательного органа
муниципальной власти, а также чтобы внести некоторые корректировки. Эти изменения должны помочь журналистам «широко, оперативно и свободно
распространять объективную информацию
о деятельности белгородского горсовета»,
а также создадут для них «благоприятные
условия для осуществления деятельности».
После принятия изменений к заявке об аккредитации при горсовете редакции должны будут приложить не менее двух выпусков печатных изданий или скриншотов двух последних материалов для сетевых изданий с материалами о деятельности горсовета. На заседания горсовета журналисты должны будут ходить в деловой одежде, иметь опрятный внешний вид и отключать на время мероприятий телефоны.
Также автор поправок предлагает запретить журналистам вмешиваться в ход мероприятия, на которое их «пригласили»: нельзя будет ходить по залу всем, кроме фотографов и операторов, вести видеосъёмку на телефоны, комментировать ход мероприятий и высказывать свои реплики.
Ещё в новой редакции правил уточняют, что если «технические условия мероприятий» будут ограничивать количество журналистов, которые могли бы их посетить, в горсовете будут составлять списки журналистов для прохода на такие мероприятия. В эти списки будут включать сотрудников региональных СМИ, имеющих наибольший тираж и охватывающих вещанием наибольшую территорию. Значит ли это, что на такие мероприятие не будут допускать муниципальные СМИ, которые не упомянуты в тексте предложений, — не известно. Также неясно, как будет обстоять дело с сетевыми изданиями, ведь в предложении указаны только «тираж» и «охват вещанием», которые имеют печатные и телевизионные СМИ и радиостанции, но не имеют сетевые издания.
Эксперт «Фонаря»
— С одной стороны, орган власти вправе определять порядок проведения мероприятий, например, ограничивать перемещение журналистов во время пресс-конференции. Поэтому в ограничении права съёмки на мобильный телефон очевидного нарушения права на доступ к информации нет. Однако данный проект правил аккредитации совершенно не учитывает современные формы работы журналистов СМИ, возможность быстро и беспрепятственно транслировать информацию напрямую читателям, зрителям. Очевидно, что органы власти не чувствуют себя уютно, когда всё, что происходит на мероприятии, идёт сразу в прямой эфир. Отсюда и такое ограничение. И это может стать преградой для выполнения профессиональных обязанностей журналистов, — прокомментировала возможное введения ограничения для журналистов на ведение видеосъёмки на мобильные телефоны старший юрист Центра защиты прав СМИ (организация внесена Минюстом в реестр иностранных агентов — прим. Ф.) Светлана Кузеванова.
У юриста возникли также вопросы к требованию о предоставлении дополнительных экземпляров газет и скриншотов публикаций о деятельности горсовета.
— При подаче заявки на аккредитацию представительный орган власти по сути требует продемонстрировать качество тех материалов, которые касаются освещения его деятельности. На мой взгляд, к этому положению есть вопросы: получается, что представители горсовета пытаются проверить, насколько лояльно или условно нейтрально описывается деятельность горсовета и освещается ли она в принципе в тех или иных СМИ, что в дальнейшем может стать поводом для того, чтобы отказать редакции в аккредитации для освещения деятельности горсовета. Стоит помнить, что в законе «О СМИ» прямо сказано, что редакция имеет право (!) подать заявку в орган власти на получение аккредитации, а представители такого органа могут отказать в аккредитации, только если редакция не соблюла правила аккредитации. На мой взгляд, требование в предоставлении экземпляров газет или скриншотов публикаций может стать формальным поводом для отказа в аккредитации некоторым изданиям, — добавила сотрудник Центра защиты прав СМИ.