10 сентября большинство депутатов белгородского горсовета — депутаты «Единой России» — проголосовали за новую методику расчёта стоимости проезда, поддержав, чтобы тариф на проезд в общественном транспорте был дифференцируемым, а устанавливала его мэрия Белгорода, а не депутаты горсовета, как было раньше.
— Данный проект решения [принимается] во исполнении закона Белгородской области «Об организации транспортного обслуживания населения». Это всё приводится в соответствие с законодательством, — объяснил руководитель департамента экономического развития администрации Белгорода Игорь Григоренко причину, почему принимаются изменения, по которым решение об изменении тарифа на пассажироперевозки в будущем будет принимать администрация Белгорода, а не совет депутатов.
В статье девятой «Тарифы на перевозку пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок», утверждённой в последней редакции ещё в марте 2016 года, действительно говорится, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении устанавливаются органами местного самоуправления, включившими такие маршруты в реестры маршрутов перевозок. В случае же межмуниципальных маршрутов — решение принимает правительство региона. Пересматривать тарифы можно не чаще одного раза в год.
Новая методика расчёта проезда принимается только для электротранспорта, а в отношении автобусов, по словам Игоря Григоренко, методика претерпевает изменения и корректировки, так как она уже действует.
— Мы вводим изменения в части кондукторов, потому что даже если у нас будет наличная система оплаты другая, чуть выше в теории возьмём, а безналичная [останется] — естественно меньше. Дабы если мы делаем единый тариф, тогда безналичная была бы больше, поэтому мы даём возможность, чтобы они платили меньше по безналичной оплате. В этом случае проезд также останется 20 рублей. Это удобней, плюс система прозрачных платежей как раз будет. Мы все в этом заинтересованы, — сумбурно объяснил депутатам чиновник мэрии.
Что именно изменилось?
10 сентября депутаты утвердили изменения в методику формирования регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа в автотранспорте. Её дополнили пунктом о том, что тариф на перевозки формируется дифференцированно в зависимости от наличной или безналичной формы оплаты. При оплате проезда банковской картой не будет учитываться численность кондукторов и расходы на их заработную плату (редакция «Фонаря» отправит запрос в мэрию о том, сколько сейчас тратится на зарплату кондукторов и на каких именно маршрутах они работают сейчас — прим. Ф). Тариф на перевозку пассажиров будет зависеть от себестоимости перевозки, экономически обоснованной прибыли перевозчика и общего количества перевезённых пассажиров.
Тариф на проезд в троллейбусе тоже будет зависеть от формы оплаты.
Что не устроило в этой инициативе других депутатов?
Коммунистка Екатерина Клоповская посчитала, что введение дифференцируемой оплаты будет противоречить закону «О защите прав потребителей», в котором говорится о запрете на установление разной цены на любой товар и услугу в зависимости от формы оплаты. Сотрудник мэрии Игорь Григоренко парировал ей, что законодательство не запрещает устанавливать разные тарифы на одну услугу, аргументируя своё мнение практикой Верховного Суда России.
Справедливоросс Сергей Бочарников попросил конкретизировать, когда может произойти повышение оплаты проезда.
— На электротранспорте повышение не может быть раньше мая 2020 года (предполагаем, что речь может идти даже о января 2020 года, так как последнее повышение стоимости билетов в троллейбусах произошло как раз в январе 2019 года — прим. Ф.), а на автотранспорте мы принимали тариф год назад. У нас тариф на автобусы действует с 1 ноября 2018 года, [поэтому по закону мы можем изменить тариф с 1 ноября 2019 года], — ответил Игорь Григоренко.
Ещё один коммунист, депутат горсовета Игорь Цевменко предложил рассмотреть вопрос о дифференцированном подходе при расчёте тарифа общественного транспорта и вопрос о том, что теперь его будут принимать не депутаты, а мэр Белгорода, сперва на заседании рабочей группы по контролю за транспортной реформой, а потом уже вынести его на заседании комиссии и горсовета. То есть, фактически отложить рассмотрение этого вопроса и не принимать его 10 сентября.
— Эта «инициатива» ударит в первую очередь по людям преклонного возраста, которые не умеют пользоваться Аpple Pay и Google Pay. И в то время, как в других городах создают льготные условия для людей этой возрастной категории, у нас, в «городе добра и благополучия», по пенсионерам и их кошелькам наносят очередной удар, — высказал своё мнение Цевменко.
Но в итоге большинство депутатов — 22 представителя «Единой России» — проголосовали за принятие решения уже на этой сессии. Против проголосовали восемь членов других партий — КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и партии пенсионеров за социальную справедливость.
Позже неподдержавший новую методику Игорь Цевменко у себя в телеграм-канале напишет, что по его просьбе талоны для оплаты проезда вновь должны будут начать продавать в нескольких местах, а не только в МФЦ. При этом он отметил, что Юрий Галдун уверен, что все пенсионеры перейдут на банковские карты, на которые и будут начислять льготные талоны (с 1 сентября уже начала действовать инициатива мэрии о льготной оплате проезда по банковской карте для льготников — прим. Ф.).
Не будет ли прокуратура против принятого в итоге дифференцируемого проезда?
Судя по всему, нет. Раньше претензии прокуратуры были связаны с тем, что в Белгороде не установили срок эксперимента с оплатой проезда в общественном транспорте банковскими картами. Его начали в марте 2017 года. Чтобы тогда мотивировать горожан оплачивать проезд банковской картой, стоимость билета при безналичной оплате сделали на пять рублей дешевле — десять рублей за одну поездку. Но уже через год с начала эксперимента в горсовете обсуждали возможность поднять стоимость проезда по безналу до 15 рублей. Тогда начальник департамента городского хозяйства Александр Немыкин обосновывал возможное увеличение стоимости проезда требованием прокуратуры.
— Прокуратура предъявила замечание из-за отсутствия сроков пилотного проекта. Решением сессии проект был продлён до 1 октября 2018 года, в него даже добавили дополнительные маршруты по линии МУП «ГПТ». До 1 октября 2018 года остаётся десять рублей по безналичной оплате и 15 рублей наличными. Как будет потом, пока рано говорить. Сейчас нужно провести финансовую аналитику. Мы видим однозначные тенденции к росту использования безналичной оплаты: если первый месяц безназлично оплачивали поездки 9-11 процентов жителей, то сейчас уже 25,6 процентов белгородцев, — комментировал эксперимент с безналичной оплатой в транспорте ныне уже бывший руководитель департамента городского хозяйства Александр Немыкин в мае 2018 года.
К слову, напомним, что прошлой осенью депутаты приняли решение об увеличении стоимости проезда до 20 рублей. Чиновники приводили расчёты, согласно по которым себестоимость одной поездки в автобусах «ПАЗ» равна 29,69 рубля, «КамАЗ» (Marco Polo) — 30,03 рубля, «НефАЗ» — 16,54 рубля, «ЛиАЗ» — 15,17 рубля. Из этих показателей и вывели среднюю предлагаемую стоимость проезда — 20 рублей. До этого поднятия аналогичным образом повысили цены на проезд и в других городах региона. Так, например, глава Шебекинского горокруга Владимир Жданов объяснял повышение стоимости поездок том, что за пять лет поднялась стоимость запчастей на автобусы — на 60 процентов, бензина и дизельного топлива — на 58 и 57 процентов соответственно. «Уменьшение финансирования и увеличение расходов, связанных с ростом цен, негативно может сказаться на качестве оказания услуг населению и привести к сокращению количества рейсов», — писал Владимир Жданов у себя на странице во «ВКонтакте». Ещё раньше цены на пассажироперевозки тогда подняли в Старом Осколе и Губкине.
А чего хотят люди?
Год назад редакция «Фонаря» проводила в соцсетях опрос о том, каким видят изменения в городском транспорте наши читатели. Почти половина опрошенных выбрала вариант, что нужно сделать рабочее расписание или запустить мобильное приложение для транспорта (позже уже появился «Ваш общественный транспорт», а сейчас в тестовом режиме на некоторых маршрутах в Белгороде заработал «Яндекс.Транспорт» — прим. Ф.). Вторым по популярности ответом стало предложение ввести вечерние дополнительные автобусы с повышенной платой за проезд, а третьим — закупить новые автобусы. Вариант «повысить стоимость проезда до 20 рублей» тогда поддержали только 6,14 процента опрошенных, в том числе вице-губернатор Евгений Глаголев.
И когда же в итоге повысят стоимость проезда?
Пока на этот вопрос нет точного ответа, но по закону это смогут сделать уже с 1 ноября 2019 года. Чтобы выяснить планы мэрии, «Фонарь» отправил редакционный запрос, в котором спросил о планах по увеличению стоимости проезда в городе в 2019 и 2020 годах. После получения ответа мы обязательно опубликуем его на нашем сайте.