Белгородский искусствовед Максим Баранов у себя на странице в «Фейсбуке» затронул тему будущего исторического центра Белгорода. По его мнению, главное строение на этом участке — здание белгородской митрополии вместе с часовней, пещеркой Святителя Иоасафа и местом захоронения Святителя Никодима.
— Мне представляется, что при наличии воли со стороны властей, верно сформированном расчёте проектного задания и грамотного финансирования, можно достичь сразу нескольких целей: максимально сохранить мемориальную значимость данной местности с помощью как разрозненных, так и единого подробного макета, отражающего всю историю формирования Белгородского форпоста и монастырского комплекса; создать сеть лавочек и небольших мастерских, где можно было бы демонстрировать работу слободских ремесленников и, одновременно, реализовывать сувенирную и промысловую продукцию; рядом с ними можно организовать компактные экспозиционные площади с показом артефактов, обнаруженных в раскопках; продумать расположение нескольких небольших зон отдыха и питания; и, что может быть, кому-то покажется неожиданным, выделить часть территории для жилой застройки, но только при условии, что ни одно из новых сооружений не превышает трёх этажей, — высказывает своё предположение о том, каким может быть будущее исторического центра Максим Баранов.
По мнению искусствоведа, сейчас нужно подготовить полную историческую справку о центре Белгорода, куда необходимо включить места, где раньше были расположены не дошедшие до наших дней памятники. Также нужно сделать эскизный проект с функциональными зонами, коммуникациями и транспортными потоками; определиться с архитектурно-художественной концепцией сооружений будущей застройки исторического центра.
С чего всё началось и почему вокруг застройки идут споры?
Дискуссии о застройке исторического центра Белгорода идут уже больше десяти лет. Причина в том, что раньше на территории между проспектом Богдана Хмельницкого, улицей 50-летия Белгородской области, Свято-Троицким бульваром и проспектом Славы располагались ключевые объекты: Белгородская крепость, Свято-троицкий мужской монастырь и собор. Сейчас здесь в основном малоэтажки — «сталинки» и «хрущёвки», жителей которых расселяют, потому что дома признали аварийными, а по словам самих жильцов, в их квартирах появились большие щели и практически все коммуникации сгнили или пришли в негодность.
В 2013 году мэрия областного центра организовала конкурс, чтобы выбрать лучший проект по застройке квартала в районе Свято-Троицкого бульвара. Тогда победителем признали итальянский проект «Вишнёвый сад», авторы которого предложили в центре города сделать совершенно новый квартал с домами небольшой этажности. Правда, в итоге проект не стали реализовывать, потому что в нём не было экономического обоснования, хотя это и не требовалось по условиям конкурса.
— В экономику строительства этих кварталов мы закладываем в обязательном порядке строительство социальной инфраструктуры: школа, детский сад, транспортная инфраструктура. Потому что к каждой квартире в обязательном порядке должно быть место в паркинге. И когда это всё складывается, то трёх-, четырёхэтажная застройка не экономична, — говорила в 2015 году главный архитектор Белгорода Галина Горожанкина.
Территория исторического центра Белгорода носит название «Культурно-исторический заповедник „Старый Белгород“». В 2014 году её включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России как объект культурного наследия регионального значения, а значит здесь должны быть установлены конкретные правила застройки и реконструкции зданий. Когда свои рекомендации властям предложили эксперты бюро историко-градостроительных исследований и правового регулирования застройки, они сказали, что на участке, ограниченном проспектом Богдана Хмельницкого, проспектом Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром, максимальная этажность должна ограничиваться тремя этажами. Несмотря на такие пожелания, белгородские власти какое-то время вынашивали планы отдать центр под застройку многоэтажками, чтобы привлечь инвесторов, готовых вкладываться в строительство и создавать «социальную инфраструктуру» на месте будущей застройки.
— Есть же другие места, почему нужно строить именно у Соборной площади? Многоэтажные дома же не снесёшь, когда через пять лет вдруг вновь изменится концепция. Уж святое место такое, ядро города, можно было бы зарезервировать? — задавалась вопросами в 2015 году эксперт-консультант правового регулирования застройки исторических территорий бюро историко-градостроительных исследований и правового регулирования застройки Лариса Кригер.
Расселение 2017-2023 годов и концепции 2019-го
По планам до 2023 года в центре Белгорода намерены расселить дома, признанные аварийными и подлежащими сносу. На первом этапе это были дома № 20 и 26 на Свято-Троицком бульваре, а также дом № 57а на проспекте Славы. Далее в 2021-2022 году мэрия намерена расселить дома № 6, 14 и 26а/24 на Свято-Троицком бульваре, а завершить в 2023 году проект переселения освобождением дома № 8 и двух домов на улице 50-летия Белгородской области — № 3 и № 7.
Всего из этих домов должны расселить 255 человек. Как уверяют в мэрии, собственники получат денежные компенсации «за изымаемое для муниципальных нужд помещение». Их размер, сроки выплат и другие условия определят по соглашению с собственниками, по нему же жильцам могут предоставить другое жильё с доплатой.
О том, что 15 из 19 домов должны снести ещё до сентября 2017 года, заявляли в 2015 году. Тогда чиновники анонсировали, что в общей сложности расселят 146 квартир и компенсируют владельцам их стоимость. Также предстоит снести два нежилых помещения. В итоге власти должны отселить 146 квартир и компенсировать собственникам нежилых помещений площади около 2,5 тысячи квадратных метров. Однако предполагаемый инвестор не смог расселить всех жителей квартала.
— Один инвестор предполагался, но не рассчитал свои возможности и оказался не в состоянии расселить такое количество жильцов, — говорили в управлении архитектуры и градостроительства города
В 2018 году о застройке центра высказывался и замгубернатора — начальник департамента строительства и транспорта Белгородской области Евгений Глаголев, который говорил, что в центре Белгорода не должны строить дома выше пяти-семи этажей.
В июне 2019 года Дирекция Юго-Западного района, которая строит дома проекта «Новая жизнь», опубликовала закупку у единственного поставщика на разработку архитектурной концепции квартала. Согласно требованиям госзакупки, проект должен был включать в себя дома на 1,2 тысячи квартир площадью от 40-50 до 100 квадратных метров с пентхаусами на 200-500 «квадратов» на последних этажах и подземным паркингом.
При этом, пятиэтажки со стороны проспекта Богдана Хмельницкого и проспекта Славы, которые являются фактически границами квартала, по этому проекту трогать не планировали, как и здание митрополии с прилегающей территорией и ресторан «Башня».
В августе 2019 года при бывшем губернаторе Белгородской области Евгении Савченко прошло заседание архитектурно-градостроительного совета Белгородской области, на котором финалисты открытого конкурса представили свои концепции застройки квартала в центре города. Об этой встрече известно, что в финал вышли архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова, а Савченко указывал на то, что «исторический центр города должен стать архитектурной доминантой Белгорода». Насколько этот конкурс был связан с закупкой ЮЗР тоже не понятно.
Что говорят краеведы о застройке исторического центра?
Начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин говорил журналистам, что к судьбе центра города необходимо относиться бережно, учитывая мнение специалистов по охране памятников с обязательным археологическим изысканием. А вопрос облика центра города должны решать жители города, а не застройщики и чиновники.
— Рука императрицы определила архитектурное развитие города на несколько веков вперёд, и мы должны помнить об этом, когда проходим кварталами от Богдана Хмельницкого до улицы 50-летия Белгородской области, по проспекту Славы или Преображенской. Посмотрите, какая плотность исторических событий на столь незначительном участке современного города. На мой взгляд, это должно остаться духовно-историческим центром Белгорода. Если мы цивилизованный социум, то мы сможем его сохранить с помощью музейных проектов, реставрации и реконструкции. А если мы социум, не уважающий своей истории, который задавлен строительной мафией — то результат будет совершенно иным. Представьте что-либо подобное в Таллине, Венеции, Риге. Перегруженный жилой застройкой исторический центр города — абсурд, — говорил летом 2019 года журналистам «Бел.Ру» Максим Баранов.
Краевед Павел Альбощий считает, что центр — это историческое сердце Белгорода, которое будет уничтожено при застройке вместе с артефактами, которые сохранилось в земле.
— Тут вся история Белгородского Кремля, начиная с 1650 года, и вся история Белгородской епархии с 1667 года вплоть до 20-х годов XX века. Это большая часть истории — здесь жили, трудились и были похоронены все белгородские архиереи, многие священники и монахи, трое из которых канонизированы как новомученики Православной Церковью за рубежом. Это единственное место в мире, называемое Обителью Святителя Иоасафа. Здесь, в духовном пространстве и в культурном слое, сконцентрировалась вся жизнь Слобожанщины и Белгородчины за 300 лет.
Это место заслуживает быть увековеченным, сохранённым, а не застроенным, как это предполагается в проектах. Как архитектор по образованию, я предлагаю благоустроить это место. Например, проводить здесь конкурс «Зелёная столица» или провести историческую реконструкцию: создать в уменьшенном масштабе детскую площадку в виде третьей Белгородской крепости. Я готов лично со своими коллегами реализовать этот проект и осуществить авторский надзор, — говорил журналистам краевед Павел Альбощий.