Нарушители и исправившиеся. Как антимонопольщики побеждают недобросовестных страховщиков и штрафуют полицейских

Руководитель УФАС по Белгородской области Сергей Петров рассказал о поддельных страховых полисах, многомиллионном штрафе для компании «Экотранс» и чиновниках, нарушающих закон «О защите конкуренции».

О сокращении штата

— Белгородское УФАС, как и другие федеральные органы, попало под сокращение. С 15 марта этого года мы были вынуждены сократить семь сотрудников — было 32 человека, а стало 25. Сократили «живых» работников, прекрасных специалистов, которые долго проработали. Это касается большинства органов ФАС. В Курске, например, сократили на одну единицу, а у нас на семь.

О жалобах на страховые компании

— В 2015 году мы продолжили контролировать закон «О защите конкуренции». В 2015 году рассмотрели 209 заявлений по этому закону. Это меньше, чем в 2014 году — тогда было 248. Это снижение произошло за счёт того, что резко уменьшилось количество жалоб на страховые компании по навязыванию дополнительных услуг при оформлении полисов ОСАГО. Наконец, мы констатируем, что в 2016 году у нас вообще нет ни одной такой жалобы. Но вы знаете, что антимонопольщики боролись (с навязыванием дополнительных услуг страховщиками — прим. ред.) в том числе и в Белгородской области, неоднократно признавали нарушителем и штрафовали «Россгосстрах». Общая сумма штрафов составила порядка 2,5 миллиона рублей. Они (страховые компании — прим. ред.) пытались спорить, все суды проиграли, штрафы заплатили. Мы штрафовали и само юридическое лицо, и директора филиала, причём, они по штрафам судились не у нас, а в Арбитражном суде Московской области. Все штрафы заплачены.

Я вообще говорю, что являюсь убеждённым сторонником отмены ОСАГО. Его надо отменить, потому что не надо заставлять людей платить. Навязывание этих услуг при автостраховании началось в конце 2013 года. До этого все страховые компании, кроме «СОГАЗа», никому не навязывали. Но мы, как антимонопольный орган, можем приструнить только монополистов. Наши коллеги из Роспотребнадзора тоже штрафовали страховщиков, и что начало происходить: во-первых, навязывают дополнительные услуги, во-вторых, если человек попадает в страховой случай, ему стараются не уплачивать или неправильно всё рассчитывают, что создаёт для него дополнительную головную боль.

— Потом начали массово выпускать поддельные полисы и продавать их по тысяче рублей. Он мне нужен, этот полис? Для того, чтобы застраховать себя и жену, мне нужно заплатить 12 тысяч, поэтому мне легче купить за тысячу рублей поддельный полис. При этом, если я его показываю полицейскому, он не может определить, поддельный он или нет. И меня никто не может обвинить, что я использую заведомо поддельный полис, потому что ко мне пришёл непонятно какой агент и продал его.

Так вот, по некоторым оценкам, таких поддельных полисов сейчас около трети от общего количества. В результате страховщики от этого ничего не имеют, они потеряли этих клиентов. Люди просто из-за того, что введён этот закон (об обязательном страховании автогражданской ответственности — прим. ред.), тратят эту тысячу для того, чтобы просто показать гаишникам. Если будет авария, никто никакие убытки им не оплатит, и страховщик им платить не будет. А кто погрел руки? Те, кто продавал поддельные полисы. Просто не надо заставлять людей. Вот сейчас введут обязательно страхование на недвижимость... Я считаю, что этого ничего не нужно.

О кафе «Оранжевый остров»

— Сейчас в блогосфере гуляет: (якобы незаконно — прим. ред.) строят киоски «Оранжевого острова». Сегодня мы отказали в заявлении, не нашли нарушения в антимонопольном законодательстве, формально всё законно сделано, при этом нам прислала также прокуратура Белгорода дополнительные материалы, что есть якобы согласованные с мэрией действия.

Вот сейчас я с дочкой гуляю, а нигде не могу купить мороженого, нигде не могу попить воды, которую пили раньше. Одни банки. Вечером Гражданский проспект похож на чёрную, мёртвую зону с тёмными окнами.

— Я выступаю вообще за то, чтобы было как можно больше этих ларьков и киосков с мороженым и водой. Давайте мы больше сделаем таких предприятий питания в шаговой доступности. Пусть их будет по Ленина не 11, а 100!

Вот у кинотеатра «Победа» выхожу и недоумеваю: да, поставили, но не доделали, он стоит брошенный. Тем более, я прекрасно помню из своей молодости, что у этого кинотеатра раньше была самая оживлённая площадка в городе. Там, где сейчас магазин нижнего белья, был магазин с соками, водами, мороженым, стояли автоматы с водой. Там должен быть этот магазин соков и воды, их должно быть больше. Не нравится одному-другому человеку, ну так что теперь? В результате мы пришли к тому, что в центре города не можем купить мороженого.

Проект кафе у кинотеатра «Победа», фото Владимира Корнева

О нарушениях в сфере государственных закупок

— По рассмотрению жалоб на размещение заказов констатирую, что их количество увеличилось. В 2014 году их было 174, а в 2015 — уже 205. Мы приняли к рассмотрению 132 жалобы, но обоснованными признали всего лишь десять. У нас есть блогеры, правозащитники, как они сами себя называют, в том числе и в Белгороде. Я всегда читаю их бумаги, но они бывают пишут очень безграмотные вещи, которые зачастую даже не подлежат приёму к рассмотрению. Любой может подать жалобу, но есть следующее требование: в чём именно выражаются нарушения и какого закона. Вот пишет один известный там человек: «у меня вызывает сомнение», «посмотрите на подозрительный аукцион». Что мы должны отвечать? Он неправильно написал заявление. Они позиционируют себя борцами, фотографируются с бумагами в социальных сетях, чтобы что-либо прекратить. На самом деле таких заявлений было 132 в прошлом году, а нарушения нашли только в десяти случаях — этого очень мало. То есть только одна жалоба из 13 является обоснованной. При этом я констатирую, что практически нет нарушений при закупках для нужд области. Я должен сказать добрые слова в адрес подразделения, которое у нас ведёт конкурсные процедуры в администрации региона. Там на очень высоком уровне проводят такие процедуры. Фактически в этом году мы не признали ни одного нарушения с их стороны, хотя жалобы идут еженедельно.

О нарушениях в районных отделах полиции

— Мы обратились к начальнику областного УМВД (Виктору Пестереву — прим. ред) и обратили внимание, что надо что-то делать. Я считаю, что он совершенно правильно отреагировал: усилили внутриведомственный контроль, стали проверять свои же районные отделы и уже прислали нам материалы по четырём районным отделам, где нашли нарушения, а мы уже будем наказывать этих ответственных лиц.

В принципе везде районными отделами руководят начальники — полковники, офицеры — уважаемые люди. В Старом Осколе, например, было нарушение, наложили штраф 3 тысячи, заплатил офицер и всё — нет вопроса, молодец. А в Волоконовском районе делают виновным главного бухгалтера ОМВД, которой 27 лет. Она одинокая мать, у неё двое малолетних детей, причём младшему всего полгода. Вот её надо штрафовать, например, на 30 тысяч рублей. Что происходит? Вот я эти дела рассматриваю и, естественно, не штрафую, а предъявляю ей замечание. А где же начальник волоконовского ОМВД? На женских плечах лежит ответственность, а начальник совершенно чист перед законом, ни в чём не провинился.

Другие нарушители — Яковлевское ОМВД — оштрафовано руководство, Красногвардейское — тоже виноват во всём бухгалтер. По Белгородскому району оштрафован заместитель руководителя. По Корочанскому ОМВД — бывший замруководителя, но мы не можем вообще его вызвать для составления протокола. Нередко в этих органах ОМВД появляется письмо, чтобы явился, а «он не работает», не знают, где он находится. В таких случаях мы намерены обращаться в УМВД, чтобы они к нам доставляли и составляли протоколы своих бывших или нынешних подчинённых. Я считаю, что органы полиции на местах должны также соблюдать законодательство, как и все другие.

О защите конкуренции

— Чиновники у нас продолжают нарушать. Мы установили 34 факта таких нарушений, а раньше было 41. Оштрафовали шестерых на 90 тысяч рублей. Пятеро заплатили, замглавы Корочанского района долго судился, проиграл все суды и тоже в итоге заплатил. Что касается резонансных дел, для нас были важны следующие дела: я рассказывал о том, что мы признавали компанию «Экотранс» виновной в том, что они в старооскольской газете «Зори» опубликовали так называемый публичный договор и сказали: «Всё, мы опубликовали, теперь все жители, проживающие в частных домах на территории Старооскольского округа, нам должны по этому договору платить за вывоз мусора». Мы признали, что это нарушение, а не обязанность. Выдали им предписание о прекращении нарушения. Они обжаловали наше решение в Арбитражном суде Белгородской области. В итоге суд отменил наше решение, посчитав его незаконным.

В апелляции Воронеж оказался на стороне белгородского суда, а вот брянский суд Центрального Федерального округа сказал, что белгородское УФАС вынесло совершенно законное и правомерное решение, а суды не правы. И арбитражный суд в воронежской апелляции неправильно упомянул Гражданский кодекс. После чего «Экотранс» обратился в Верховный суд, и вот Верховный суд в феврале этого года отказал «Экотрансу» в передаче жалобы на рассмотрение, то есть признал нашу полную правоту. Ранее мы не только выдали предписание, но и обратились с иском в арбитражный суд о том, чтобы признать договор между «Экотрансом» и гражданином не заключённым. И арбитражный суд признал его таковым, сообщив, что бы там ни печатал «Экотранс», это не является основанием для того, чтобы считать людей им обязанными. Коммерческая организация не в праве побуждать граждан к заключению подобного договора. Более того, даже если человек два раза заплатил, это не значит, что договор заключён».

— Сейчас пока это не вступило в законную силу, но есть сведения того, что действия «Экотранса» незаконны, поэтому мы оштрафовали их на 2 миллиона. Сейчас этот штраф рассматривается в суде. Чем завершится — трудно сказать, но пока идёт тенденция такая, что суды снижают наши штрафы даже ниже низшего.

Сергей Петров, фото Анастасии Литвиновой

О планах на 2016 год

— В этом году нам настоятельно рекомендовано не привлекать к ответственности малый и средний бизнес, хотя они не всегда безгрешны. Это очень ярко выражено в том, что касается недобросовестной конкуренции. Например, нам продавали некачественные продукты, мы им предъявляли штрафы, они заплатили 600 тысяч рублей. А теперь по новому закону мы должны выдать предупреждение, что мы в этом году и сделали. Нам приходят материалы, что такая-то курская организация продаёт некачественную продукцию, а мы уже не можем их сразу наказать, поэтому даём им предупреждение прекратить это нарушение. Если отвечают нам, что прекратили, и дают акт, что всё соответствует, то они уже не виноваты. То есть если раньше это всё быстро пресекалось, то сейчас только будут пресекаться какие-то одиозные нарушители, которые не признают свою вину.

А что касается чиновников — они всегда нарушали закон «О защите конкуренции», и для них сейчас ужесточились санкции. Более того, их можно будет дисквалифицировать. Что же касается законодательства «О закупках», то должен сказать добрые слова в адрес Белгородской области. Законодательство о закупках нивелировалось, злоумышленники научились находить способы конкурентной процедуры, и фактически львиная доля закупок заключается у поставщика путём различного рода манипуляций в рамках закона. Более того, другие субъекты нашли способ обходить конкурсные процедуры. Например, идёт строительство домов, выделили деньги на строительство, а они научились обходить честные, законные торги. Там участвуют реальные субъекты, идёт состязательность, экономятся средства бюджета. Во многих областях России происходит следующее: выделяются субсидии, и это управление без всяких конкурсов заключает договор на огромные суммы. Этому будет положен конец, раз найдена такая лазейка. В Белгородской области такое не применяется. Это тоже приоритет — поддерживать конкурсные процедуры и конкуренцию».

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Хроника необъявленной войны. История противоборства маршрутчиков и администрации в датах и лицах

Хроника необъявленной войны. История противоборства маршрутчиков и администрации в датах и лицах

«Мы сами их отталкиваем». Как полицейским подружиться с футбольными фанатами

«Мы сами их отталкиваем». Как полицейским подружиться с футбольными фанатами

В Белгороде прошёл единый развод полиции

В Белгороде прошёл единый развод полиции

Замминистра внутренних дел позитивно оценил работу белгородских полицейских

Замминистра внутренних дел позитивно оценил работу белгородских полицейских

«Ни один предприниматель не пострадал». Как УФАС искало признаки сговора между мэрией Белгорода и хладокомбинатом

«Ни один предприниматель не пострадал». Как УФАС искало признаки сговора между мэрией Белгорода и хладокомбинатом

​Виктор Пестерев о конкурсе «Народный участковый»: «Количество голосов, отданных за конкурсантов, совпадает с количеством раскрытых ими дел»

​Виктор Пестерев о конкурсе «Народный участковый»: «Количество голосов, отданных за конкурсантов, совпадает с количеством раскрытых ими дел»

В белгородском УФАС прокомментировали ситуацию с продажей помещения для кофейни «Комод»

В белгородском УФАС прокомментировали ситуацию с продажей помещения для кофейни «Комод»

​В Белгороде суд оправдал бывшего главу антикоррупционного отдела УМВД, которого обвиняли во взятке

​В Белгороде суд оправдал бывшего главу антикоррупционного отдела УМВД, которого обвиняли во взятке

Чем запомнится белгородцам бывший глава УФАС? Десять цитат Сергея Петрова

Чем запомнится белгородцам бывший глава УФАС? Десять цитат Сергея Петрова

Сергей Петров объяснил, почему ушёл с поста главы белгородского УФАС

Сергей Петров объяснил, почему ушёл с поста главы белгородского УФАС