О появлении первой белгородской кибердружины
Инициативу создания первой в регионе кибердружины предложили участники молодёжной дружины по охране общественного порядка на форуме в Старом Осколе в 2015 году.
— Это те ребята, которые ходят вместе с сотрудниками полиции, работают в рамках 44-го Федерального закона как добровольная народная дружина. Они первыми обратили внимание на создание кибердружины, высказав мнение, что сами являются пользователями соцсетей и видят, сколько негатива публикуется на страницах в социальных сетях, — говорит начальник областного управления молодёжной политики Андрей Чесноков.
Кто может стать кибердружинником?
— Мы набираем людей исключительно на добровольной основе. Стать кибердружинником может любой молодой человек старше 18 лет. Массово формировать кибердружины мы начали с начала 2017 года. Те ребята, которые изъявили желание, уже прошли ряд семинаров, которые были организованы в Центре молодёжных инициатив. На семинарах молодых людей учили навыкам качественного выявления негативного контента, им объясняли, на что стоит обращать внимание, а что может быть незначительным проявлением, связанным с подростковым возрастом. Желающие пополнить ряды кибердружинников могут обратиться в органы по делам молодёжи своего муниципального образования, — объясняет Андрей Чесноков.
Какие материалы «мониторят» кибедружинники?
— В деятельность кибердружины входит как распространение положительной информации о наших мероприятиях и проводимых акциях, так и мониторинг сети интернет в том числе и по вопросам подросткового суицида. Также нами пропагандируется безопасное поведение в интернете, мы проводим всевозможные квесты с детьми школьного возраста и пенсионерами, рассказывая им об опасностях, которые подстерегают их в интернете, — рассказывает координатор движения «Кибердружина в Старом Осколе» Владимир Ивашёв.
«Кибедружинники обращают внимание на фотографии людей на крыше или готовящихся к прыжку… Также — на интернет-заработок с баснословными для подростков суммами, когда заработок доходит до 150 тысяч рублей и более. В основном приглашают девушек, и мы понимаем, что за этим, скорее всего, что-то кроется. Ещё внимание кибердружинников привлекают жестокие видеозаписи и картинки, информация нацистского и фашистского содержания.
Молодыми людьми выявляется распространение наркотиков не только в социальных сетях, но и на сайтах, на которые ведут ссылки из них. У нас нет цели, чтобы ребята сами анализировали материалы, которые выявляются. Они всего лишь мониторят. Если что-то им показалось подозрительным, они высылают этот материал координаторам Центра молодёжных инициатив или своим районным координаторам. Координаторы отправляют подозрительный материал экспертам, и только эксперты принимают единственно правильное решение по данному вопросу», — уточняет Андрей Чесноков.
Зачем было нужно отдельное постановление о деятельности кибердружин?
— Мы сделали это, чтобы зарегламентировать работу кибердружин. Изначально итогом деятельности кибердружин был массив информации, который направлялся в различные ведомства, и мы не понимали, есть ли обратная связь.
К сожалению, до принятия постановления обратная связь нам поступала отрывочно: где-то нас информировали о том, какая проверка проведена, где-то — нет. Поэтому этот механизм призван отстроить отношения между кибердружиной и органами, которые должны реагировать.
Сейчас механизм реагирования регламентирован десятью сутками, по истечении которых мы имеем конкретный ответ: «Эта информация не нашла подтверждения, спасибо вам» либо «Информация имеет место быть, и мы по ней уже начали работу». Мы понимаем, что сработали не зря, — поясняет руководитель управления молодёжной политики Белгородской области.
Как опознать белгородских кибердружинников в соцсетях?
Андрей Чесноков говорит, что многие кибердружинники хотят оставаться «в тени» потому, что часто они выясняют совершенно новую информацию, по которой в будущем может начаться судебное производство.
— Мы ни в коем случае не даём их личные контакты против их желания и никаким образом их не маркируем. Если же сам человек захотел на своей странице рассказать, что он борется с противоправным контентом, мы этому не мешаем, — говорит Андрей Чесноков.
Пока региональное управление молодёжной политики не афиширует группу во «ВКонтакте», куда могут белгородцы обратиться к кибердружинникам, так как сотрудники ведомства ещё не отладили механизм регистрации обращений пользователей. Сейчас же желающие могут писать в сообщество старооскольских кибердружинников.
Об опыте работы кибердружин в других регионах
— Очаги кибердружин мы обнаружили в Санкт-Петербурге, Казани. Есть они и в других городах. Зачастую это были молодёжные объединения, которые можно найти во «ВКонтакте», они тоже очень тесно работают с Лигой безопасного интернета. Мы изначально знакомились с опытом этих объединений, чтобы узнать, как устроена там работа, но в ней очень мало моментов реагирования. Там публикуются только официальные ответы социальной сети «ВКонтакте», Роскомнадзора или прокуратуры, — рассказал начальник областного управления молодёжной политики.
«Мы не будем препятствовать вхождению нашей кибердружины в состав какой-либо общероссийской организации, но в данный момент мы заинтересованы выявлением информации в белгородском сегменте интернета и во всероссийских пабликах, которые распространяют негативную информацию», — сказал Андрей Чесноков.
О промежуточных итогах работы кибердружины в Белгородской области
По словам Андрея Чеснокова, сейчас в Белгородской области созданы 63 киберподразделения, в которых состоит около 400 молодых людей. Точную цифру нельзя назвать потому, что кибердружинники работают непостоянно . С начала 2017 года они выявили 805 материалов негативной направленности, заблокировали 392 пользователя и сообщества; направили в администрацию соцсети «ВКонтакте» 381 жалобу, в Роскомнадзор — 253 письма, в УМВД по Белгородской области — 216 материалов. Также на 47 материалов отреагировала служба Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения.
— Например, в начале мая следственным комитетом города Санкт-Петербург по факту распространения наркотиков, который был выявлен нашими кибердружинниками, было возбуждено уголовное дело, — отчитался Андрей Чесноков.
Справка «Фонаря»
Деятельность кибердружин в Белгородской области регламентирует соответствующее постановление губернатора. Координирует их деятельность областное управление молодёжной политики.
Стать кибердружинниками могут совершеннолетние мужчины и женщины, которые считают, что нужно противодействовать «явно негативной и противоправной информации, способной причинить вред здоровью и развитию личности детей и подростков». Они должны будут «формировать позитивный контент», стимулировать соцпроекты в области информационной безопасности и вместе с правоохранительными органами участвовать в создании «методик борьбы с правонарушениями в интернете». Выйти из объединения можно добровольно.
Когда добровольцы-дружинники обнаружат в сети информацию, которая, по их мнению, может причинить вред здоровью детей, является экстремистской, призывающей к суициду, пропагандирующей употребление наркотиков, детскую порнографию или азартные игры, они должны её отправить сотрудникам Центра молодёжных инициатив, а те, в свою очередь, передадут её в правоохранительные органы или муниципалитеты.
Кибердружинники должны также обращать внимание на просьбы о помощи, проблемные, критические и провокационные публикации и комментарии, информацию о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и правонарушениях. За активную работу кибердружинников могут поощрять.
— Затея сомнительна с моральной точки зрения. Такая самодеятельность неизбежно повлечёт необоснованное ограничение права распространять информацию. Если стоит задача повысить эффективность контроля над интернетом, который и так довольно серьёзный, то можно это делать путём повышения компетенции и технической оснащённости контролирующих органов, а не массового привлечения информаторов с улицы, — цитирует «Коммерсант» руководителя Центра защиты прав СМИ (организация внесена Минюстом в реестр иностранных агентов — прим. Ф.) Галину Арапову.