Новая философия Горожанкиной. Как изменятся дворы, парки и кафе Белгорода в ближайшие годы

За последнее время у жителей Белгорода возникло немало вопросов к городскому управлению архитектуры, но ответов от руководства ведомства не было — главный архитектор Галина Горожанкина оправдывает это «системой», которая существовала в администрации при прошлом мэре. На встрече с журналистами 24 февраля глава управления ответила на основные претензии белгородцев, пообещав продолжить практику общения и дальше.

Парк Ленина

Долгие годы центральный парк Белгорода был в запустении. Недавно депутат облдумы Геннадий Шипулин обратил внимание, что зелёный уголок в центре города хотят застроить многоэтажками. «Мне сейчас 61 год, а туда я ходил с двух лет. Сегодня панельные дома туда с севера зашли, с востока и запада. Не нужно там дома строить, чтобы парк исчез», — попросил депутат.

По словам Галины Горожанкиной, на территории, ограниченной улицами Попова, Островского, Белгородским проспектом и центральным парком — той, о которой говорил Шипулин, — сейчас живут 700 человек с плотностью 123 человека на гектар, что «для центра достаточно низкий показатель». «Трансюжстрой», выигравший торги на развитие участка, разработал документацию по планировке и межеванию территории, которая прошла публичные слушания.

— Я маленькую ремарочку сделаю — почему-то в Белгороде публичные слушания по градостроительным вопросам не пользуются интересом у сообщества журналистов, — пожаловалась Горожанкина. — Кроме сухой строки в официальном издании администрации, информация про публичные слушания не проходит нигде. А ведь публичные слушания по градостроительным вопросам могли бы вызвать подъём интереса к этой теме!

Продолжив тему жилья, главный архитектор пояснила, что до сентября 2017 года жителей ветхих и аварийных домов в этом участке переселят в возводимый сейчас рядом с парком «пилотный» дом, а старое жильё снесут.

— Все жители будут переселены в квартиры непосредственно в этом доме. Безусловно, инвестор, в зависимости от пожеланий, может рассматривать и другие варианты расселения, но строительство «пилотного» дома внутри квартала позволяет снять социальную напряжённость, которая возникает, если людей пытаются переселить из родного квартала куда-то на периферию, — пояснила Горожанкина.

По её словам, решение о развитии квартала принималось на основе опыта Москвы, в которой людей преимущественно переселяют на окраину города, что вызывает их негодование. В целом, квартал на улице Попова, по информации Горожанкиной, будет осваиваться в течение ближайших семи лет.

— С учётом существующего рельефа здесь имеются хорошие предпосылки реализовать на практике философию «Двор без автомобилей». Всё парковочное пространство будет в подземных паркингах. Днём парковки будут использоваться для хранения транспортных средств работников нежилых помещений первых этажей и их клиентов, а в ночное — для хранения автомобилей жителей дома.

Горожанкина надеется, что на примере этого квартала получится «изменить философию дворового пространства в Белгороде». При этом застройка квартала, по её словам, не затронет центральный парк — наоборот, здесь запланированы серьёзные позитивные изменения.

— На сегодняшний день парк имеет чёткие границы — 18 гектаров муниципальной собственности и шесть гектаров в аренде у ООО «Геопарк». Господин Каракулов (директор ООО «Геопарк» — прим. ред.) имеет свою программу развития парка. Нами изучены все его предложения и переложены в нашу схему. Согласно ей выделен целый ряд зон: предполагается, что «Геопарк» будет развивать зону «Тропопарк», аттракционы и детско-игровую зону, остальное — город.

Главный архитектор пояснила, что всё это потребует достаточно много денег, и попросила не винить никого в том, что парк сейчас находится в плачевном состоянии.

— Говорить о том, что парк запущен потому-то и потому, неправильно, потому что в городе постоянно появляются первоочередные задачи. Грустно, но мы действительно сейчас имеем низкий уровень благоустройства зеленой зоны.

Благоустройство дворов

Горожане вечно жалуются на белгородские дворы. Пешеходам надоели машины у домов, а водителям постоянно мало места для парковки у подъездов. При этом бывший мэр Сергей Боженов и другие сотрудники администрации неоднократно поясняли — за придомовые территории ответственны сами жильцы, а не власти.

На встрече с журналистами Галина Горожанкина сообщила хорошие новости — в 2016 году будут благоустроены 70 дворов, а это в разы больше, чем в каждый из последних годов. По её словам, департамент городского хозяйства создал рабочую группу, изучившую жалобы жителей на состояние дворов и депутатские запросы в администрацию по этой теме. Группа департамента объехала все дворы в Белгороде, из которых были выбраны 177 худших, которые разбили на три этапа благоустройства — в 2016 году запланирован первый этап. Проект по каждому двору будет представлен жильцам окрестных домов.

— Управление архитектуры не пытается навязать проект, но должно показывать, какой иной может быть архитектура. Не всегда люди интересуются тенденциями, чтобы быть погружёнными в эту среду. Я читаю очень много отзывов жителей, которые буквально «кричат», что дворы превратились в большие парковочные пространства. Это априори неправильно.

Взамен парковок Горожанкина предлагает на территориях, «сопредельных с дворовыми территориями», организовывать кооперативные парковки, «когда люди объединяются и создают не гаражные кооперативы в оврагах, а за счёт собственных средств организуют что-то недалеко от дома». Будущее спортивных площадок во дворах в управлении архитектуры видят в «компактных» территориях с воркаут-турниками и баскетбольными кольцами вместо больших стадионов, которые возводились ранее.

— Реконструкция дворовых пространств — это не только вопрос благоустройства, а и изменения философии потребителей этого благоустройства. Город будет «заходить» на благоустройство тротуаров, проездов, а всё, что касается создания клумб, «зелёной индивидуальности», должно лечь на плечи жителей.

Здание «Мираторга» на «Богданке»

Идея создания дизайн-кода улиц Белгорода в своё время вызвала неоднозначную реакцию в городской среде. Дополнительным поводом для споров стала новость о том, что часть оформления проспекта Богдана Хмельницкого «подстроят» под новое здание «Мираторга».

Горожанкина привела пример Барселоны.

— Мы знаем пример барселонского «квартала раздора», где в изначальный проект территории вписалось совершенно иное мировоззрение Гауди, иная архитектура, которая была новой для того времени. И на сегодняшний момент этот квартал вошёл в историю, в Барселону ездят, чтобы посмотреть на этот квартал. Я, конечно, не думаю, что здание «Мираторга» будет претендовать на такой статус, но тем не менее оно у нас есть.

По словам главного архитектора Белгорода, говорить, что дизайн-код подстроен исключительно под это здание — неправильно и не значит, что теперь вся «Богданка» будет в чёрном или красном цвете.

— Если бы у нас всё было единообразно и не возникало бы никаких провокаций, как «Мираторг», нам бы поговорить было не о чем — было бы всё очень и очень примитивно. Именно такие объекты, пусть не всех радующие, являются очень позитивной темой и дают новые толчки для развития.

При этом Горожанкина напомнила, что появление новых цветовых элементов на городских домах «вызвало неоднозначную реакцию у творческого сообщества» и «конструктивное обсуждение» дизайн-кода в 2015 году не получилось. В новом году управление планирует «собрать сообщество» за одним столом и поговорить об этом вновь.

— Будем пытаться дискутировать не в рамках блогерских заметок — это хорошо или плохо, — а за круглым столом, когда каждый может высказать своё мнение и понять, правильно ли принимаются решения или, вероятно, мы заблуждаемся, перенимая опыт столичных городов. Может, нам как городу в средней полосе нужны совершенно иные подходы к архитектуре?

Высказалась Горожанкина и о реакции на конкурс стрит-арта, который провели в Белгороде в 2014 году.

— Очень многие художники и дизайнеры были недовольны качеством конкурса граффити. Я занимаю другую позицию — в 2014 году был первый опыт, а раз это так, то, проводя конкурс, мы анализируем его, выявляем плюсы и пытаемся минимизировать минусы. У нас очень много пространств, которые напрашиваются на тему граффити, но вопрос упирается в финансирование.

По мнению архитектора, конкурс показал, «что граффити — это не надписи на домах и подъездах, а высокое искусство для всех нас».

Киоски «Оранжевый остров»

За последние несколько месяцев в ключевых местах Белгорода начались стройки стационарных кафе «Оранжевый остров», призванных заменить ларьки с фастфудом. Горожане на онлайн и офлайн-площадках по-разному высказывались о визуальном облике будущих объектов, о том, вписываются ли они в городскую среду. Реакции от властей по этому поводу до сих пор не поступало.

Главный архитектор Белгорода начала рассказ о смене профиля «Оранжевых островов» с истории.

— Слава богу, в начале двухтысячных в Старом Осколе, в Губкине и в Белгороде мы от большей части нестационарных торговых объектов избавились — остались только специализированные сети: «Роспечать», мороженое и пункты быстрого питания. В 2015 году управление потребительского рынка выступило с инициативой отработать пилотный проект по замене киосков «Оранжевого острова» на кафе быстрого питания.

По словам Горожанкиной, причиной модернизации торговой сети стало соблюдение требований Роспотребнадзора, который был «не совсем» доволен условиями реализации фастфуда в киосках. Сами объекты возводятся по типу зданий в Вене — первый пример такого киоска уже появился напротив железнодорожного вокзала. «Под каждую площадку разрабатывался не типовой проект, а конкретный», — заявила главный архитектор Белгорода.

Она добавила, что в управлении получили много негативных отзывов на будущее кафе на остановке «Родина»:

— Здесь разрабатывался целый архитектурный комплекс: слева должно было быть кафе, по центру памятник Богдану Хмельницкому, а справа дугообразная арка с названием «Свято-Троицкий сквер», — пояснила главный архитектор, добавив, что пока реализуется только кафе.

На вопрос о том, как сама Горожанкина оценивает эстетический облик новых «Оранжевых островов», архитектор затруднилась ответить.

— С эстетической точки зрения они ещё не доведены до того этапа, чтобы их анализировать. При разработке архитектурных решений мы максимально пытались вписать их в среду.

Увидев непонимание в глазах журналистов, главный архитектор добавила: «Мы с вами живём в очень интересное время: то, что у других стран протекало столетиями, мы пытаемся преобразовать за десятилетие».

Владимир Корнев

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Облик и мораль. Как администрация Белгорода борется с неправильными рекламными вывесками

Облик и мораль. Как администрация Белгорода борется с неправильными рекламными вывесками

Эпоха заказа. Что влияет на архитектурный облик Белгорода

Эпоха заказа. Что влияет на архитектурный облик Белгорода

Свои правила. Как исторический центр Белгорода может превратиться в спальный район

Свои правила. Как исторический центр Белгорода может превратиться в спальный район

Не допустить депрессии. Галина Горожанкина — о застройке в центре Белгорода

Не допустить депрессии. Галина Горожанкина — о застройке в центре Белгорода

«Не раздражать человека». Часть проспекта Богдана Хмельницкого «подстроят» под здание «Мираторга»

«Не раздражать человека». Часть проспекта Богдана Хмельницкого «подстроят» под здание «Мираторга»

Архитектор Владимир Вишневский: «Я привёз в Белгород слово „дизайн“​»

Архитектор Владимир Вишневский: «Я привёз в Белгород слово „дизайн“​»

Галина Горожанкина рассказала, что построят на месте бывшего роддома на Некрасова

Галина Горожанкина рассказала, что построят на месте бывшего роддома на Некрасова

В Белгороде показали, как будет выглядеть набережная вдоль Везёлки и Северского Донца

В Белгороде показали, как будет выглядеть набережная вдоль Везёлки и Северского Донца

В Белгородской области назначили нового главного архитектора

В Белгородской области назначили нового главного архитектора

В Белгородской области призывают рекламные агентства прививать заказчикам правильное отношение к наружной рекламе

В Белгородской области призывают рекламные агентства прививать заказчикам правильное отношение к наружной рекламе

В Белгороде хотят построить «Белгород Сити». Что это такое? [разбор]

В Белгороде хотят построить «Белгород Сити». Что это такое? [разбор]

Белгородские архитекторы показали, какой может стать улица Щорса в будущем

Белгородские архитекторы показали, какой может стать улица Щорса в будущем

Российские дизайнеры, архитекторы и урбанисты обсудят с горожанами, как изменить облик Белгорода

Российские дизайнеры, архитекторы и урбанисты обсудят с горожанами, как изменить облик Белгорода

«Здоровьем города должны заниматься специально обученные люди». Архитекторы и урбанисты рассказали, как нужно менять облик Белгорода

«Здоровьем города должны заниматься специально обученные люди». Архитекторы и урбанисты рассказали, как нужно менять облик Белгорода

«Это всё группа провокаторов». Как компания «УрбанМАФ» не смогла презентовать проект реконструкции Центрального парка в Белгороде

«Это всё группа провокаторов». Как компания «УрбанМАФ» не смогла презентовать проект реконструкции Центрального парка в Белгороде

Дочь главного архитектора области Галины Горожанкиной стала финалистом программы Архитекторы.рф

Дочь главного архитектора области Галины Горожанкиной стала финалистом программы Архитекторы.рф

Из Центрального парка Белгорода хотят убрать кафе «Тропикано»

Из Центрального парка Белгорода хотят убрать кафе «Тропикано»

Дизайнер воссоздаёт Белгород прошлого в виртуальной реальности

Дизайнер воссоздаёт Белгород прошлого в виртуальной реальности