Белгородская старина. Страховы и Савченко

Редакция «Фонаря» вместе с автором блога «Белгородский обозреватель» Дмитрием Романенко при согласии дочери Александра Крупенкова Наталии публикует 13-ю главу из книги «Белгородская старина». Она называется «Страховы и Савченко».

— Самым выдающимся уроженцем Белгорода является учёный, мыслитель, писатель и литературный критик Николай Николаевич Страхов. Личности равной ему среди уроженцев Белгорода нет. В XIX веке имя Николая Страхова стояло в первых рядах передового русского общества. Дружбой с ним гордились великие писатели Лев Николаевич Толстой и Фёдор Михайлович Достоевский. В ХХ веке имя и труды Страхова были преданы забвению, потому что его религиозные взгляды не совпадали с советской идеологией. Сегодня он снова возвращается к нам — в центральных издательствах публикуются его труды, которые во многом актуальны и в наши дни. Но, к сожалению, на родине учёного и писателя, в Белгороде, нет ни улицы, названной его именем, ни памятника.

Биография Страхова изучена достаточно хорошо и полно, но вот о его родственном окружении известно очень мало. По метрическим книгам, хранящимся в Государственном архиве Белгородской области, нами выявлено десять человек по фамилии Страхов, проживавших в XIX веке в Белгороде, — пять мужчин и пять женщин. Все они похоронены на Старом городском кладбище, но ни одного захоронения, к сожалению, не сохранилось. Известно, что Николай Страхов родился в семье протоиерея Николая Петровича Страхова и его жены Марии Ивановны, урождённой Савченко — дочери белгородского священника.

Николай Петрович окончил Киевскую духовную академию, получил учёную степень магистра богословия и занимал должность профессора Курской духовной семинарии, которая в то время находилась в Белгороде на Соборной площади. В 1833 году после смерти старшего священника Смоленского собора Павла Ивановича Демьянова Николай Петрович Страхов стал настоятелем этого храма, однако был им всего один год. В 1834 году Николай Петрович умер, когда его младшему сыну исполнилось всего шесть лет, и он обучался в Белгородском духовном училище. После смерти отца мать отвезла Николая и старшего сына в Каменец-Подольск, где проживал их дядя — ректор духовной семинарии. Здесь Николай продолжил своё образование.

В метрической книге Смоленского собора за 1834 год мною была обнаружена запись, которая свидетельствует, что на Старом городском кладбище похоронен отец нашего видного земляка. Вот она:

Когда и кто именно померли: Тридцатого числа в сентябре. Штатный Смоленского собора протоиерей магистр Николай Петров сын Страхов.
Лета: 37.
От чего приключилась смерть: От чахотки.

Запись в метрической книге сделана пономарём Афанасием Петровским. В книге на листе № 7 указано место погребения белгородцев, умерших в 1834–1835 годах: «На отведённом кладбище». В метрических книгах графу «Где похоронен» священнослужители заполняли по-разному: «На городском кладбище», «На городовом кладбище», «На общем кладбище», «На общем городском кладбище», «На общем приходском кладбище», «На отведённом кладбище», «На отведённом городском кладбище» и так далее. Многие священники вообще часто не заполняли эту графу. Несмотря на разные формулировки или отсутствие их в метрических книгах церквей города Белгорода, место захоронения — нынешнее Старое городское кладбище по улице Танкиста Попова.

Хоронили священников, как правило, недалеко от храма, поэтому затерянная могила Николая Петровича Страхова, вероятнее всего, находится недалеко от бывшей кладбищенской Николаевской церкви (ныне Николо-Иоасафовский собор).

В роду Страховых были и другие представители духовного звания, чьи останки покоятся на Старом городском кладбище. Это близкий родственник Николая Николаевича Иван Васильевич Страхов, служивший с 18 ноября 1898 года псаломщиком Смоленского собора и умерший в 1906 году в возрасте 58 лет, его супруга Евгения Моисеевна, прожившая 37 лет и скончавшаяся в том же году. Прихожанином Смоленского собора был также студент философии духовной семинарии Иван Дмитриевич Страхов. Он ушёл из жизни в 1814 году в возрасте 25 лет.

Родственниками Николая Николаевича были, видимо, и Страховы, которые не принадлежали к духовному сословию. Были они прихожанами Петропавловской церкви (находилась на юго-восточном углу современного Белгородского проспекта и улицы Вокзальной). О них также сохранились сведения в архиве:

Страхова Евдокия Тимофеевна — жена коллежского регистратора Петра Даниловича Страхова, умерла в 1830 году в возрасте 28 лет.

Страхов Яков Афанасьевич — канцелярист, умер в 1827 г., 70 лет.

Страхов Илья Яковлевич — губернский секретарь, умер в 1833 году и его супруга София Ивановна, умершая в 1845 году в 48 лет.

Страхова Елена Ильинична — дочь коллежского секретаря, умерла в 1848 году в 35 лет.

Их могилы также затерялись где-то на кладбище.

И, наконец, здесь же похоронена жена солдата Варвара Максимовна Страхова — прихожанка Покровской церкви, умершая в 1882 году в возрасте 80 лет. Но она, скорее всего, однофамилица нашего знаменитого земляка.

Предлагаемый читателю очерк является первой попыткой установить, кто из родных и близких выдающегося мыслителя XIX века проживал в Белгороде. Поэтому в нашем исследовании в отношении некоторых Страховых мы можем только предполагать, кто из них родственник Николая Николаевича, а кто нет.

Однако, что касается священника Смоленского собора Николая Петровича Страхова, мы можем с абсолютной уверенностью утверждать, что это отец философа и литератора Николая Николаевича Страхова. С данными метрической книги совпадают и имя, и отчество, и фамилия, и возраст магистра богословия и протоиерея Смоленского собора Николая Петровича Страхова. А других магистров богословия и протоиереев по фамилии Страхов в то время в Белгороде просто не было.

Думается, было бы справедливо на Старом городском кладбище установить недалеко от Николо-Иоасафовского собора надгробный камень на символической могиле, как это делается в других городах, с надписью: «Магистр богословия, протоиерей Николай Петрович Страхов» с датами его рождения и смерти.

Нет никакого сомнения и в близких родственных отношениях Николая Николаевича Страхова с псаломщиком Смоленского собора Иваном Васильевичем Страховым. Подтверждение этому мы находим в книге «Смоленский собор гор. Белгорода», изданной в 1904 году к 200-летию прославления чудотворной иконы Смоленской Божией Матери.

С Белгородом Николай Николаевич Страхов был связан не только по отцовской, но и по материнской линии. Отец Марии Ивановны Страховой и дедушка Николая Николаевича Иоанн Трофимович Савченко (1760–1831) был протоиереем Троицкого кафедрального собора и ректором Белгородской духовной семинарии. Выходец из дворянского малороссийского рода, большую часть своей жизни он связал с Белгородом. Здесь он учился в духовной семинарии. Сюда вернулся после окончания Харьковского коллегиума и главного Воронежского училища. Здесь начал преподавать в родной семинарии словесные науки, историю, философию и богословие.

В семинарии Иоанн Савченко зарекомендовал себя как талантливый преподаватель и наставник молодёжи. Поэтому не случайно, когда он задумал переехать на жительство в Волчанск, архиепископ Белгородский и Курский Феоктист (Мочульский) не пожелал расстаться с опытным педагогом и предложил ему место священника в Троицком кафедральном соборе с оставлением в должности преподавателя Белгородской духовной семинарии. В ноябре 1791 года отец Иоанн был возведён в сан протоиерея и назначен ключарем Троицкого собора. В том же году он получил должность префекта духовной семинарии, в 1798 году определён присутствующим в консистории, а в конце того же года назначен ректором Белгородской духовной семинарии. Одновременно по поручению Московской духовной цензуры отец Иоанн был цензором проповедей в Белгороде и сам лично вёл общедоступные церковные беседы по истолкованию Евангелия и Соборных Апостольских Посланий.

В 1824 году протоиерей Иоанн Савченко был назначен членом открытого в том же году попечительства о бедных духовного звания. За свои труды в епархиально-административной и учебной службе отец Иоанн неоднократно награждался высокими наградами: бархатной фиолетовой камилавкою, золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, орденом Анны 2-й степени. По представлению академического начальства Комиссией духовных училищ за плодотворную деятельность в руководстве учебным процессом семинарии отец Иоанн был удостоен почётного звания профессора. В марте 1829 года согласно прошению он оставил ректорскую должность и ушёл на покой. 3 апреля 1831 года отец Иоанн скончался.

Видным церковным деятелем был сын Иоанна Тимофеевича и брат Марии Ивановны архиепископ Черниговский и Нежинский Нафанаил (в миру Николай Иванович Савченко). Родился он в Белгороде, в родном городе закончил духовную семинарию, а потом в 1825 году — Киевскую духовную академию, после которой был определён бакалавром. В 1827 году его утвердили в звании магистра. В 1832 году назначен инспектором Тверской духовной семинарии. В марте 1833 года Николай Иванович был пострижен в монашество с именем Нафанаил. В том же году рукоположен в иеродиакона, а через несколько дней в иеромонаха.

15 июля 1834 года он получил назначение на должность ректора Подольской духовной семинарии. В сентябре того же года возведён в сан архимандрита, а ещё через три месяца назначен настоятелем Каменец-Подольского Свято-Троицкого монастыря. Узнав, что в Белгороде овдовела его сестра Мария, архимандрит Нафанаил пригласил её детей в Каменец-Подольский. Здесь его племянник Николай, учившийся в Белгородском духовном училище, продолжил учёбу в духовной семинарии. Вскоре отец Нафанаил получил назначение в Кострому ректором духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря. На новое место жительства он взял с собой и детей сестры, где будущий философ и мыслитель Николай Николаевич Страхов закончил в местной семинарии своё духовное образование, а потом продолжил учёбу в Петербургском университете и Главном педагогическом институте.

Его дядя архимандрит Нафанаил 26 августа 1845 года был рукоположен в епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1850 году перемещён епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, затем был последовательно епископом Полтавским и Переяславским, Архангельским и Холмогорским, Черниговским и Нежинским. 31 марта 1874 года возведён в сан архиепископа. По воспоминаниям современников преосвященный Нафанаил был архипастырь милостивый, покровитель вдов и сирот. В Архангельске он основал приют для девочек, приобрёл для него обширное место и небольшой дом, чем положил начало женскому епархиальному училищу. В 1860 году построил тёплый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красногорском Богословском Преображенском монастыре.

Скончался владыка 4 марта 1875 года и был похоронен под алтарём главного Троицкого храма Троице-Ильинского монастыря под Черниговом.

Белгородский период жизни нашего выдающегося земляка Николая Николаевича Страхова на сегодняшний день практически не изучен, хотя известно, что он не только родился и провёл детство в Белгороде, но и бывал здесь в зрелом возрасте. Никто из исследователей жизни и творчества Николая Страхова не занимался и его родословной. По этой причине неизученным остается на сегодня не только вопрос о его родственниках, похороненных на Старом городском кладбище Белгорода, но и вообще о его родных и близких. Поэтому мы считаем необходимым продолжить поиск сведений о представителях этой славной фамилии, проживавших в Белгороде.
Редакция FONAR.TV

Другие главы книги Александра Крупенкова «Белгородская старина»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина.  Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Белгородская старина. Митрополит Питирим

Белгородская старина. Митрополит Питирим

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Купцы Мачурины

Белгородская старина. Купцы Мачурины

«Фонарь» запускает проект по оцифровке книги «Белгородская старина» краеведа Александра Крупенкова

«Фонарь» запускает проект по оцифровке книги «Белгородская старина» краеведа Александра Крупенкова

Итальянский след. Как итальянцы воевали и отступали с территории нынешней Белгородской области в годы ВОВ

Итальянский след. Как итальянцы воевали и отступали с территории нынешней Белгородской области в годы ВОВ

Белгородец Евгений Толмачёв стал финалистом литературной премии «Восхождение»

Белгородец Евгений Толмачёв стал финалистом литературной премии «Восхождение»

Рассказ сотрудника БелГУ «Убоп Иваныч»​ победил на конкурсе «Северная Звезда»

Рассказ сотрудника БелГУ «Убоп Иваныч»​ победил на конкурсе «Северная Звезда»

Памятник погибшим на камышитовом заводе откроют к 9 мая

Памятник погибшим на камышитовом заводе откроют к 9 мая

«Мост дружбы» или «​троянский конь»​? Почему краеведам и жителям Красногвардейского района не даёт покоя мост в Ливенке?

«Мост дружбы» или «​троянский конь»​? Почему краеведам и жителям Красногвардейского района не даёт покоя мост в Ливенке?