Белгородская старина. Издатель Вейнбаум

Редакция «Фонаря» вместе с автором блога «Белгородский обозреватель» Дмитрием Романенко при согласии дочери Александра Крупенкова Наталии публикует 16-ю главу из книги «Белгородская старина». Она называется «Издатель Вейнбаум».

На Гражданском проспекте напротив Смоленского собора находится старинный двухэтажный дом под номером 41. Когда-то это был один из самых красивых частных домов в Белгороде. В старину его знали все белгородцы. До 1917 года здесь находились гостиные номера, магазин и типография купца Александра Александровича Вейнбаума. В этом же здании размещался один из аптекарских магазинов провизора Когана (в настоящее время в этом здании находится министерство культуры Белгородской области — прим. Ф.). После Октябрьской революции дом не раз менял своих хозяев, и всё же в течение многих десятилетий белгородцы связывали его только с именем купца Вейнбаума.

Известно, что в Белгороде в XIX веке существовала типография. Первое упоминание о ней, обнаруженное нами, относится к 1873 году. Безусловно, существовала она и раньше. Ведь уже в 1871 году в уездном Белгороде издавались и печатались «Курские епархиальные ведомости». Содержателем типографии был Минес Моисеевич Гордон. Размещалась она сначала в доме Григоровой по Смоленской улице, а потом в доме Конакова по Старомосковской. В одном из своих рекламных объявлений Минес Гордон сообщал:
«В моей типографии, находящейся в Белгороде, принимаются всякого рода заказы, как-то: повестки для мировых учреждений, мировых съездов, формы и платёжные книжки для волостных правлений, афиши, объявления, бланки, счета, конторские книги, этикеты, всякого рода экономические формы, бланки для отношений и др. заказы исполняются в возможно скорое время по самым умеренным ценам».
В 1890 году типография все ещё принадлежала Минесу Гордону, но уже через два года новым её хозяином стал купец Александр Александрович Вейнбаум. Поменялся и адрес типографии. В 1892 году она уже размещалась по улице Корочанской (позже Императора Николая II, ныне Гражданский проспект) в доме Яковлевой, со временем ставшем известным как «Дом купца Вейнбаума».
Об Александре Вейнбауме сегодня мало кто знает, хотя он и заслужил право на нашу память.
Родился Александр Александрович в 1867 году и проживал в Белгороде с женой Августой и дочерью Ниной. Глава семейства принадлежал к купеческому сословию и кроме типографии содержал гостиные номера и магазин, которые располагались в том же доме по улице Корочанской. Что представлял собой магазин и гостиные номера, известно из очерка А. Фирсова «Белгород и его святыни», опубликованного в 1910 году в «Историческом вестнике» и изданного потом отдельной брошюрой самим Вейнбаумом:
«Особенно хорош книжный, писчебумажный, игрушечный и музыкальный магазин А.А. Вейнбаума, помещающийся на главной улице под гостиницею, принадлежащею тому же хозяину. Последняя, носящая название «Номера для приезжающих», имеет одиннадцать очень высоких, замечательно чистых, прилично меблированных, с отличными кроватями, номеров, ценою от пяти копеек до двух рублей в сутки; имеется здесь и прекрасная ванна и телефон. В гостинице можно получать от 1 1/2 до 3 1/2 дня обед из двух блюд за 60 копеек, а из трёх — за 75 копеек. Есть в городе несколько и других „номеров для приезжающих“, но они хуже описанных».
Немалые доходы приносила купцу Вейнбауму и типография, в которой он печатал по заказам различную продукцию: бланки, афиши, объявления, конверты, свадебные и визитные карточки, обложки для ученических тетрадей и так далее.
Большую ценность в наше время представляют брошюры, изданные Александром Вейнбаумом. Их было немного, печатались они небольшим тиражом и сегодня являются библиографической редкостью. Вот некоторые из них: И. Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ» (1903), «Смоленский собор города Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери (2 октября 1703 года) 1703–1903», «Отчёты о деятельности городской управы» за 1910–1913 годы, «Церковное прославление святителя и чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников» (1916).
В течение более десяти лет издавал Александр Вейнбаум рекламную газету «Белгородский листок», в которой печатались различные объявления и реклама. К сожалению, полного комплекта этой газеты обнаружить не удалось. Даже в крупнейшей Российской государственной библиотеке в Москве сохранились подшивки только за 1910–1914 годы. А жаль! Ведь они представляют огромный интерес для историков и краеведов, занимающихся изучением истории Белгорода начала ХХ века.
И всё же в первую очередь потомки должны быть благодарны Александру Александровичу Вейнбауму за то, что он донёс до них запечатленные на открытках виды старого Белгорода. Более двух сотен почтовых открыток с изображением достопримечательностей: храмов, монастырей, зданий, улиц и площадей выпустил издатель. Белгородцы могут ознакомиться с этими открытками в Белгородском государственном историко-краеведческом музее, его филиале — Литературном музее.

Белгородская старина. Город на старинных открытках

Белгородская старина. Город на старинных открытках

Редакция «Фонаря» вместе с автором блога «Белгородский обозреватель» Дмитрием Романенко при согласии дочери Александра Крупенкова Наталии публикует 13-ю главу из книги «Белгородская старина». Она называется «Город на старинных открытках».

Александр Вейнбаум дорожил своим делом и вкладывал в него все свои знания, силу, энергию и немалые средства. В 1910 году он добился у городской управы разрешения на установку в доме электрического двигателя с динамо-машиной, что было новшеством для Белгорода. Через два года установил в типографии новые скоропечатные машины, в результате чего цены на продукцию значительно снизились.
Постоянно заботился он и о престиже своих гостиных номеров. Если в 1910 году в них имелся всего один телефон, то уже в следующем к услугам гостей предоставляли два: городской и земский. В гостинице была открыта образцовая кухня, в ваннах устроен душ.
Занимался Александр Александрович и общественной деятельностью. В течение многих лет он состоял членом сиротского суда по Белгородскому уезду.

Нескольким поколениям белгородцев, родившихся и живших при советской власти, о Вейнбауме ничего не было известно. На надпись на фронтоне дома «Типографiя и магазин Вейнбаум» на бывшем проспекте Ленина никто не обращал внимания. После очередного ремонта её просто уничтожили. Дела и имя издателя канули в Лету...

В фондах Белгородского историко-краеведческого музея хранятся «Воспоминания старейшего белгородского полиграфиста Гавриила Стефановича Тарасова». Воспоминания эти явно тенденциозны, написаны с классовых позиций, в духе ненависти к «угнетателям» рабочего класса, ко всему «проклятому царскому прошлому». В них имеются и фактические ошибки. Тем не менее, воспоминания представляют историческую ценность, так как являются свидетельством той далёкой эпохи. Вот что пишет автор о своем тяжёлом детстве:
«У родителей нас было 12 детей. Учиться дальше трех классов нашему сословию тогда „не полагалось“. Поэтому в 1910 году 12-летним мальчишкой вынужден был идти работать, чтобы зарабатывать и помогать семье... Хозяин типографии Вейнбаум был иудейского вероисповедания. В связи с этим царское правительство всячески его притесняло, не давало возможности расширять свою типографию. Тогда он пошёл на хитрость. Он принял крещение и стал исповедовать христианскую веру. Это дало ему возможность сразу же расширить свою типографию вдвое. Если раньше, до принятия крещения, у него работало 25–30 человек наборщиков, печатников и переплётчиков, то после рабочих стало 60 человек. Кроме того, Вейнбаум имел картонажную мастерскую в Харькове, где также работало на него несколько десятков рабочих. Как только Вейнбаум стал христианином, в одном из углов наборного цеха он повесил небольшую икону, а перед ней зажигали лампаду. Лампада эта целыми днями горела в тёмном углу. Для её заправки так называемое «деревянное» масло хозяин покупал на штрафные деньги с рабочих. Дело в том, что работать приходилось в тёмном, подвальном и сыром помещении по 10–12 часов в сутки. Безрадостная и изнурительная работа заставляла многих рабочих во время работы выпивать. Хозяин безжалостно их штрафовал. Часть штрафных денег он и тратил на масло для лампады, остальные присваивал себе».
Прервём на этом месте воспоминания печатника Тарасова, чтобы исправить неправду. Нам неизвестно, какого вероисповедания был Александр Вейнбаум. Но по национальности он не еврей, а «был родом из семьи обрусевших венгров», как сообщила в 2001 году сотрудникам Белгородского государственного историко-краеведческого музея его внучка Ирина Георгиевна Янопольская из Москвы.
Далее Тарасов в своих воспоминаниях переходит к революционным событиям и гражданской войне в Белгороде:
«Полиграфисты не забыли своих кровных врагов, одним из которых был бывший владелец типографии Вейнбаум. Разыскать его и предать суду получил задание бывший наборщик Д.С. Ростовцев, который выехал в город Харьков, где и обнаружил спрятавшегося Вейнбаума. Состоявшийся суд приговорил Вейнбаума к высшей мере наказания — расстрелу. Высшая инстанция Советского суда приговор утвердила, и он был приведён в исполнение».
Так трагически оборвалась жизнь одного из самых известных людей в Белгороде — издателя Александра Александровича Вейнбаума.
В типографии Вейнбаума, размещавшейся во дворе и подвале его дома, после Февральской революции стала печататься большевистская газета «Известия Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов». Об этом напоминала мемориальная доска с левой стороны входа в здание, установленная 28 октября 1987 года в канун 70-летия Октябрьской революции и снятая в 1990-е годы. Мемориальная доска с правой стороны дома, где раньше был вход в аптекарский магазин Когана, сообщает: «В этом здании в ноябре—декабре 1917 года находился штаб сводного отряда революционных матросов, солдат и красноармейцев во главе с членом Петроградского Военревкома И.П. Павлуновским, разгромившего под Белгородом батальон корниловцев».

До Великой Отечественной войны на первом этаже слева размещался магазин «Охота», а справа — книжный магазин. С образованием Белгородской области появилась необходимость в строительстве Дома Советов. Его сдали в эксплуатацию в 1957 году, а до этого в течение четырех лет областное руководство занимало бывшую гимназию. Однако из-за недостатка помещений три отдела обкома КПСС разместились в нескольких комнатах дома купца Вейнбаума. С 1955 по 1989 годы на первом этаже располагалась городская АТС-3, на втором — с 1956 по 1962 годы — управление связи. В 1962 году второй этаж заняло областное управление сахарной промышленности, а затем управление хлебопродуктов.

В конце 1980-х годов, когда по городу прокатилась волна разрушений старинных зданий, нависла опасность и над этим памятником истории и архитектуры. По замыслу главного архитектора города С.С. Михалёва, на его месте планировалось строительство нового пятиэтажного дома. Под давлением общественности главному архитектору пришлось отступить, но не отказаться от своих планов. Он заявил, что всё будет сделано на западный манер. Дом будет снесён, но сохранен его фасад, который войдёт в переднюю стену нового дома. Для спасения уникального здания было приложено немало сил. Сегодня, после реставрации, в памятнике истории и архитектуры, взятом под охрану государства, располагается управление культуры администрации Белгородской области.
Редакция FONAR.TV

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Белгородская старина. Историк архимандрит Анатолий

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина. Рождество-Богородицкий женский монастырь

Белгородская старина.  Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Свято-троицкий мужской монастырь

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Небесный покровитель Святого Белогорья

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Белгородская старина. Икона Николая Ратного

Белгородская старина. Митрополит Питирим

Белгородская старина. Митрополит Питирим

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Князь Николай Жевахов

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Старое городское кладбище [обновлено]

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Декабристы в Белгороде

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Наш земляк Василий Рубан

Белгородская старина. Купцы Мачурины

Белгородская старина. Купцы Мачурины

Белгородская старина. Страховы и Савченко

Белгородская старина. Страховы и Савченко

Белгородская старина. Город на старинных открытках

Белгородская старина. Город на старинных открытках

«Мир Белогорья» начнёт показывать новости 1919 года

«Мир Белогорья» начнёт показывать новости 1919 года

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Летописец земли Белгородской. Предисловие к книге Александра Крупенкова «​Белгородская старина»​

Белому городу — новую достопримечательность. ​Краевед предложил увековечить место из фильма об освобождении Белгорода

Белому городу — новую достопримечательность. ​Краевед предложил увековечить место из фильма об освобождении Белгорода

«Дом когда-нибудь рухнет сам». Что представляет из себя дом в Белгороде, где 5 августа 1943 года водрузили Знамя Победы

«Дом когда-нибудь рухнет сам». Что представляет из себя дом в Белгороде, где 5 августа 1943 года водрузили Знамя Победы

С чего начинается Родина. Как появилась Белгородская область

С чего начинается Родина. Как появилась Белгородская область

С чего начинается Родина. Знаете ли вы, как появилась Белгородская область?

С чего начинается Родина. Знаете ли вы, как появилась Белгородская область?

Белгородская старина. Первый почётный гражданин города Белгорода

Белгородская старина. Первый почётный гражданин города Белгорода

Белгородская старина. Белая армия в Белгороде

Белгородская старина. Белая армия в Белгороде

Белгородская старина. Организатор музейного дела

Белгородская старина. Организатор музейного дела

Как открывали в Белгороде сквер в память о трагедии на Камышитовом заводе

Как открывали в Белгороде сквер в память о трагедии на Камышитовом заводе

Масштабы преображения. Как железорудное месторождение изменило судьбу Губкина

Масштабы преображения. Как железорудное месторождение изменило судьбу Губкина

Белгородская обитель Святой Троицы и святителя Иоасафа на последнем рубеже. Почему исторический центр Белгорода — особенное место?

Белгородская обитель Святой Троицы и святителя Иоасафа на последнем рубеже. Почему исторический центр Белгорода — особенное место?