О белых бордюрах. Первое, что заметил Аркадий Гершман в Белгороде, — это покрашенные бардюры и побеленные деревья. По мнению урбаниста, это бессмысленная трата денег. Напомним, в марте 2019 года мэр Юрий Галдун пообещал больше не красить бордюры и стволы деревьев. Тем не менее эта практика продолжилась. В мэрии это объяснили тем, что на складах остались запасы бордюрной краски. Отметим, что на побелку уходит около 12 миллионов рублей в год.
Об озеленении города. «Сдержанное, простое, но при этом эффективное благоустройство», — такую характеристику урбанист дал улицам Белгорода. Он оценил чистые и зелёные улицы, однако отметил, что в последние годы в Белгороде, как и во многих городах России, вырубили деревья ради парковок. Гершман назвал это «бытовым варварством».
В Белгороде сохранили аналог «Горзеленьстроя» — организацим, которая занимается зелёными насаждениями. По словам Аркадия Гаршмана, в Белгороде озеленение есть, город не полностью закатан в асфальт, но не на всех улицах грамотно посажены деревья. Городу необходима карта озеленения, благодаря которой специалисты лучше будут понимать, где стоит высаживать деревья, где их лечить, а какие стоит вырубить из-за болезни.
Об «уродстве». Аркадию Гаршману не понравилось то, что во время капитального ремонта домов балконы обшили дешёвым профлистом.
— Профлист в городе вообще применять нельзя. Это материал мусорный. Если вы его ставите, исходя из того, что он просто дешёвый, то вы уродуете свой город. Надо город любить, — прокомментировал Аркадий Гершман.
О «собственном лице» города. Белгород в некоторых деталях напомнил урбанисту белорусские города, которые на голову выше, чем российские, но там нет ничего интересного, и они выглядят застывшими. Ещё одна неочевидная проблема Белгорода заключается в том, что город был полностью уничтожен во время Великой Отечественной войны, его пришлось заново отстраивать, поэтому, по мнению Аркадия Гершмана, у него нет «собственного лица».
О Ленине и граните. Аркадий Гершман оценил, как и все урбанисты, то, что с Соборной площади убрали памятник Ленину, однако раскритиковал решение администрации города заменить бетон на гранит. Напомним, что в дальнейшем выяснилось расхождение сумм на ремонт Соборной площади, которые озвучивала мэрия и представители «Завода АрБет». По этому поводу белгородское УФАС рассматривало дело о возможных нарушениях при финансировании ремонта площади.
О транспорте и дорогах. Урбанист оценил пешеходный переход на пересечении Свято-Троицкого бульвара и Театрального проезда. Здесь на дороге сделали подъём и сменили мощение на этом участке, таким образом показав приоритет пешеходов. Кстати, ранее мы писали о том, что урбанист похвалил власти Белгорода за организацию наземного пешеходного перехода рядом с Центральным рынком.
Урбанист считает, что несмотря на то, что Белгород выглядит ухоженным и благоустроенным городом, здесь есть существенные проблемы. Например, троллейбусы. Несколько лет назад бывший мэр Белгорода Константин Полежаев планировал убрать троллейбусы из города, тоже самое хотел сделать и нынешний мэр Юрий Галдун. Однако после выступления активистов от этой идеи в мэрии отказались. Однако в обновление троллейбусной сети никто не вкладывается, соответственно, это может привести к окончательному износу сети. По словам Гершмана, уже сейчас необходимо вкладывать деньги в этот вид транспорта и «думать на перспективу».
О велоинфраструктуре. Гершману понравилось то, что в Белгороде активно создают сеть велодорожек.
— Велодорожки закладывают по умолчанию, если ремонтируют старые или закладывают новые улицы. Кроме того, в новом стандарте прописано, что в построенных домах должны быть колясочные и парковки для велосипедов. Это хорошо. Мало городов в России поняли, что велосипед — это транспорт, и нужно создавать условия, чтобы у вас появились велосипедисты. Сразу скажу, что есть много замечаний. На первых порах не хватает компетенции и политической воли, чтобы сразу делать что-то хорошо. Но здесь важно само движение вперёд. И они понимают, что совершили ошибки на первых порах, и их нужно исправлять. Пожелаем Белгороду удачи, — рассказал Аркадий Гершман.
О набережной Везёлки. Гершман похвалил и набережную Везёлки, сказав, что здесь не стали разрушать естественный рельеф местности. Он считает, что в центре Белгорода создали естественную среду, чего часто не хватает в городах. Единственное, что специалист посоветовал, — это сделать таблички, чем нельзя кормить уток, и поставить автоматы, где будет продаваться еда для рыб и уток. Так, парк может немного заработать себе на уборку территории или благоустройство.
Об одноэтажном Белгороде. Как и Илья Варламов, Аркадий Гершман не оценил микрорайоны индивидуального жилищного строительства. Он также придерживается мнения, что одноэтажные районы убивают город: так как все люди из пригорода едут в город в кафе, парки, кинотеатры и парализуют его.
О главной проблеме Белгорода. Исторически Белгород был ограничен железной дорогой, затем стали активно строиться спальные районы на Харьковской горе, что привело к разделению города на две части, которые связаны с собой транспортными развязками и промзонами. Это, по мнению Гершмана, одна из основных проблем Белгорода, которую скорее всего придётся решать жёстко: сносить развязки и договариваться с РЖД о переносе путей. Это сделает город более мобильным для пешеходов и велосипедистов, и гармонично соединит две части Белгорода.